Управление. Управленческое консультирование и управление проектами, страница 9

Вопрос: Раз уж перешли к политическим вопросам, то у меня вопрос такой. Существует точка зрения, по крайней мере обывательская, что прошедшие выборы (не в Красноярске, а волна предыдущих выборов) прошли под знаком войны компроматов. Насколько это правда? Каковы перспективы трансформации выборных кампаний от борьбы компроматов к борьбе неких идей? Есть они в ближайшие две кампании, или же…

П.Г.: Ну, я вам отвечу в жестковатой, может быть, форме: это будет продолжаться до тех пор, пока те, кто летают бизнес-классом, будут читать желтую прессу, а не аналитические журналы. Вы же наверняка летаете вместе с ними, вот и посмотрите, что они читают. В этом плане понимаете: какова потребность, такова и… Население в подавляющем большинстве случаев не любят, не считают нужным анализировать, хотя я должен сказать, что если дойти туда напрямую и до конца, т.е. реально вступить в коммуникацию с рядовым избирателем, то выяснится, что нет: там есть масса серьезных вопросов о том, как жить, что будет с хозяйством, с промышленностью и проч. – т.е. нельзя сказать, что человек индифферентен к этому и его ничего не интересует. Но способа выявления этого запроса, способа доставки этого сюда на сегодняшний день нет. На промежуточном уровне все решают, что легче сюда какую-то "клюкву" принести, что и делают. Что касается меня, я могу сказать, что все кампании, которые мы выигрываем, мы выигрываем вообще без компромата; он совершенно не нужен, он ничего не дает, вообще ничего не дает. Кампанию можно проиграть, но тогда был там компромат или не было там компромата – это уже совершенно второй вопрос. Вот можно плохо вести кампанию…

Когда у человека нет имиджа, а после этого про него говорят, что он кого-то изнасиловал, то уже не важно, насиловал он кого-то или не насиловал, потому что этот имидж замещает отсутствие такового – другого. Ну, и всё: когда у человека нет другого, они склонны принимать это как самое простое решение. Вам это знакомо. Поэтому в этом плане я-то как раз считаю, что это не нужно. Хотя я могу вам сказать, что в последних кампаниях (раньше я вообще этого не делал) я на всякий случай заготавливаю…, у меня работает отдел, т.е. все время занимается только этим, заготавливает соответствующие материалы, позиционирует их на разных носителях. Даже закупаем иногда время под возможное размещение, но стараемся этого не делать. Потому что это – удар против самих себя. Любое вбрасывание компромата есть подрыв легитимности власти. Как только легитимность власти подорвана, этот же человек, который выиграл, даже на компромате, он не может ничего дальше делать. Он ходит и колотит себя по всем местам. Ну что? – если ему нравится, то пускай делает. Я-то тут при чем? Еще вопросы.

Вопрос: Как вы относитесь к исследованиям общественного мнения. Чего, на ваш взгляд, стоит такое обеспечение предвыборных кампаний?

П.Г.: Ничего. Ничего не стоит.

Вопрос: А в плане воздействия на…

П.Г.: Смотря как оно позиционируется. Если оно позиционируется как телевизионный рейтинг, то оно почти не играет роли, потому что люди телевидение не любят, особенно центральное…