Управление. Управленческое консультирование и управление проектами, страница 3

И, наконец, последний момент, на котором, может быть, я сфокусировал бы ваше внимание, заключается в том, что сегодня ни один проект реорганизации не обходится без кадровой программы. Т.е. сегодня практически во всех случаях, с которыми приходится сталкиваться, эти два типа запросов клиентов идут рядом: нужно спроектировать новую организационную структуру, но нужно еще под нее либо переподготовить, повысить квалификацию имеющихся, либо набрать какие-то новые кадры, либо сформировать институты внутри самой организации – как то: резерв кадров (один из возможных вариантов заказа), либо, скажем, институт кадровой политики. Очень редко запрос соотносится с тем, что сегодня принято называть управлением человеческими ресурсами; эта область пока не освоена, не принята, не востребована; отношение к людям все-таки как к кадрам, а не как к ресурсам (и особенно не как к ресурсам развития). И я думаю, что до следующего перехода, когда от понятия карьеры, от понятия кадровой политики произойдет реальное смещение управленцев к пониманию того, что такое человеческие ресурсы и как ими управлять, пройдет не один год и, может быть, не одно десятилетие. Хотя опять же понятно, что отсутствие понимания значимости такой работы, значимости смены отношения к людям, которые работают в организации – один из главных тормозов, которые нам сегодня мешают.

Значит, вот: организационное проектирование (проектирование организационных структур и, особенно, проектирование организационного развития) смыкается с задачами подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, планирования карьеры и кадровой политики и в очень небольшом числе случаев, особенно, если очень молодой состав управленцев – более бойкий, чем злой, и агрессивный… этот вариант иногда намекает на проблематику управления человеческими ресурсами.

Второй круг заказов, который тоже, на мой взгляд, складывается в последние полтора-два года, – это позиционирование фирмы, компании, проекта на поле общественного мнения и идеологии. Я специально говорю так обтекаемо, потому что нельзя сказать, что у нас на сегодняшний день есть сложившееся устойчивое понимание необходимости т.н. работы в сфере PR – связей с общественностью, или, как говорит мой партнер Сергей Михайлов (директор фирмы "Михайлов и партнеры", которая в Москве, во всяком случае, лидирует на этом рынке), "развитие общественных связей". Понимание необходимости подобной работы достаточно быстро возникло в банковских кругах – потому (и прежде всего потому), что их деятельность теснейшим образом связана с проблемой доверия (доверия, понимания, доверительных отношений) со стороны и акционеров, и вкладчиков, и государства (государственных органов управления). И в этом плане достаточно стандартны были заказы на формирование общественного мнения и развитие общественных связей со стороны банковских структур. Промышленных предприятий в числе заказчиков на РR-кие кампании практически нет; нет до сих пор. Может быть, исключением является компания "Алмазы России – Саха", которая, собственно, получила премию "Серебряного лучника" в январе этого года за деятельность в области РR и за продвижение имиджа компании. Но опять же понятно, что это – очень специфическая область: если мы учтем, какие вложения делает центральная сбытовая компания Де-Бирс и другие игроки на алмазном рынке в поддержание общественного мнения, то понятно, что это – скорее не запрос самой компании, а правила игры, которые существуют на этом рынке в целом.