Региональные финансовые системы (Лекция президента международной методологической ассоциации)

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Региональные финансовые системы

Лекция №3. 24 апреля 1999 года.

Итак, несмотря на бурные вчерашние дискуссии, мы будем двигаться по плану. А план состоит в следующем. Мы с вами рассмотрели несколько вопросов: на первом шаге мы систематизировали ту ситуацию в хозяйстве, которая у нас получилась в результате реформ, на втором — обсудили возможные ходы по восстановлению промышленности и бизнеса (возможные - это не значит, что они будут осуществлены). Кроме того, мы обсудили реформы в сфере ЖКХ, на которую выпали большие споры, и меня, естественно, обвинили в цинизме и прочих вещах. Но я должен сказать, что в определенном смысле эти вещи неизбежны, и вопрос состоит в том, воспринимаем ли мы чисто морализаторски и закрываем на это глаза, и тогда эти необходимые процессы происходят неорганизованно и еще более неприятно, либо мы - государство, администрация, общественность - в этом участвуем, и они идут более цивилизованно и менее напряженно.

Сейчас мы обсудим третий вопрос, третье необходимое направление, тоже весьма болезненное - вопрос финансовой политики в нашем государстве. А затем уже, согласно плану лекций, перейдем к проблемам государства и возможным вариантам, как оно может участвовать в этих реформах и что из этого произойдет.

Итак, как вы понимаете, и осуществление производственных реформ, и реформы в ЖКХ в любом случае потребует организованной и хорошо налаженной финансовой политики. Пока у нас ситуация в финансах, может быть, более плачевная, чем в промышленности. А плачевная она по нескольким пунктам. Во-первых, бюджет, как вы знаете, недостаточен, более того — в значительной мере в силу политических и прочих причин нереален. Это означает, что даже то, что заложено в нем в виде содействия промышленности и социальных выплат, не будет выполнено. Это уже и сейчас ясно. Больше того, туда заложен совершенно нереальный курс и механизм, который теперь пытаются поправить, это вы тоже знаете. Но самое главное даже не в этом. Поскольку не бюджет определяет состояние финансов, хотя нас все время пытаются убедить, что это именно так. Состояние финансов определяется совершено другими механизмами, которые я сейчас попробую обсудить и которые, к сожалению, пока не запущены и не обсуждаются.

Одно из самых печальных обстоятельств для финансов состоит в том, что мы уже вошли в режим страны практически с двумя официальными валютами: это рубли и доллары, которых, я уже говорил, у нас в стране чуть ли не больше обращается, чем рублей. А это означает (мы с вами обсуждали механизм отрицательного мультипликатора) постоянный откат и "забор" ресурсов, и долларов, что фактически являются кредитованием Соединенных Штатов и других стран мира.

Поэтому мы сейчас попробуем обсудить три вопроса. Первый вопрос о том, как вообще строится финансовая система, потому что здесь очень много мифов недоразумений. Второй вопрос - какие варианты можно рассмотреть по отношению к федеральным структурам, как они могли бы это положение исправить. И третье, как в этой ситуации могут и должны были бы действовать региональные структуры, в том числе и города, потому что, как выясняется, их роль может быть на самом деле весьма велика.

Обычно у нас даже когда в прессе экономисты обсуждаю деньги, это как-то очень быстро скатываются к двум вещам: Первое, что количество денег должно соответствовать товарам, которые выпускаются. И второе, когда обсуждают, осуществлять ли эмиссию, то есть выпускать новые деньги или не выпускать, обычно говорят, что вот, мол, выпустим деньги, начнется инфляция и, соответственно, будет нехорошо. А сколько выпускать? Столько, чтобы это было привязано к золотовалютному запасу страны. Последнее, конечно, понятно, потому что если у населения в большом количестве доллары, то как только будет осуществлена дополнительная эмиссия, часть из них уйдет в доллары. Это означает: чтобы поддерживать валюту, Центробанк должен расплачиваться существующими долларами, чтобы скупить обратно рубли. Вообще говоря, с точки зрения построения финансовой системы в государстве, ни первое, ни второе не совсем верно. Чтобы это показать, попробуем обсудить несколько моментов.

Первый момент, с которым сталкиваются, когда строят деньги, это то, что произошло в мире с деньгами за последние примерно 200 лет. Мы на самом деле находимся в ситуации, когда мы заново начинаем строить финансовую систему, потому что, как мы с вами обсуждали, денежная система у нас была ликвидирована и отсутствовала при социализме. Так вот, первая вещь, которая произошла и которую нужно при построении финансовой системы достаточно четко учитывать, состоит в том, что деньги уже давным-давно не привязаны к натуральным ценностям. Произошло это достаточно давно, и был построен такой механизм (может быть, многие это знают, но это нужно повторить).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
157 Kb
Скачали:
0