Понятие «Образовательная система» - идеализированный объект акмеологической теории профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, страница 2

«Результат» в ОС не является отдельным самостоятельным звеном. Он - в новообразованиях учащихся, развиваемых за время пребывания в данной ОС: физических, психических, функциональных свойствах личности - субъекта деятельности, его индивидуальности.

Результат педагогического университета - в развитии у всех или подавляющего большинства выпускников творческой готовности к выполнению новой профессиональной роли - специалиста образования. Важным признаком готовности является потребность выпускников университета в самодвижении к вершинам профессионализма и творчества, в проектировании авторской системы деятельности, рассчитанной на продуктивность, достигаемую средствами преподаваемой дисциплины, в новых свойствах его будущих учащихся.

Критерием качества конечных результатов функциональных систем являются показатели вхождения «продукта» (выпускников) в новую среду и саморазвития в ней. Именно на конечный результат -

обеспечение будущей продуктивной деятельности наших выпускников в образовательном пространстве, - и должно быть направлено функционирование ОС.

Образовательные системы как функциональные на всех уровнях (детский сад, школа, университет, факультет, кафедра, преподаватель, студент) включают следующие пять элементов.

Гностический или исследовательский (Гн) компонент. Включает действия субъектов по исследованию образовательной ситуации. Гностическая деятельность является наиболее продуктивной в том случае, когда субъект не упускает из виду именно те структурные элементы, которые мы называли ранее, и взаимосвязи между ними.

Проектировочный (Пр) компонент. Включает действия, связанные с «выстраиванием» наиболее общих стратегий, рассчитанных на весь период, в течение которого предстоит осуществлять созидательную деятельность вплоть до получения искомых конечных результатов, проверяемых по показателям вхождения «продукта» (выпускников) в новую среду - самостоятельную профессионально-педагогическую деятельность.

Конструктивный (Кн) компонент. Включает действия, связанные с решением конкретной задачи на предстоящем занятии в течение относительно короткого времени, но подчиненной достижению главной созидательной задачи.

Коммуникативный (Км) компонент. Включает действия, связанные с мотивированием других (преподавателем, студентом, учащимся) на решение стратегических, оперативных, тактических задач, установлением профессиональных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Организаторский (Орг) компонент. Включает действия, связанные с организацией деятельности, как других, так и своей собственной в каждый момент ее осуществления.

Каждая образовательная система включает множество подсистем (ПдС). В свою очередь каждую из них можно рассматривать как самостоятельную ОС в статике и динамике, вплоть до руководителя, преподавателя, студента, директора, учителя, учащегося.

Понятие «образовательная система» не является новым. В свете общей теории систем мы ее разработали в 70-е годы. Позднее оно использовано в многочисленных исследованиях аспирантов и соискателей под руководством автора. Обобщение результатов исследований сделано нами в учебном пособии «Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ. - 1980).

Результаты наших собственных междисциплинарных комплексных исследований факторов продуктивности учителей начальных, средних и старших классов были обобщены в книгах о профессионализме деятельности учителей (ЛГУ. - 1967), преподавателей профессиональной школы (М: Высш.шк., 1989, 1990). В них изложены основы теории профессионализма и продуктивности деятельности школьных учителей и преподавателей профессиональной школы. В процессе созидания этой теории и пришло определение предмета акмеологии.

В процессе приложения акмеологической теории к организации и проведению мониторинга как средства повышения качества подготовки специалистов образования мы ее развили и усовершенствовали, поскольку мониторинг предъявил новые требования. Начнем изложение с рассмотрения университета как образовательной системы.