Идея мыследеятельности. Схема МД как общественный идеал

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

П.Г. Щедровицкий                                                                  15.03.99, г. Иркутск

Идея МД

П.Г.: Программа, которая сложилась в Иркутске на эти три дня, включает в себя несколько моментов, и в т.ч. семинар, который мы сейчас начинаем и который по замыслу организаторов носит более камерный характер, т.е. он не предполагает от меня установки на социальное действие. Поэтому я хотел бы сохранить этот формат нашего взаимодействия. И первое, что буду делать, – я хочу объяснить некую сверхзадачу, которую я перед собой поставил на эти три встречи по вечерам, и на что я рассчитываю с вашей стороны.

Последние два дня мы провели в обществе коллеги Максимова, который разрабатывает методологию практического бессмертия… он родился 10 лет тому назад в процессе организационно-деятельностной игры (ОДИ), что мне понятно, более того: я сам свое время соотношу с какими-то ключевыми событиями, которые оказались переломными, в том числе с событиями ОДИ. По ним я различаю всю прошедшую историю, и они являются в каком-то плане мерой времени. Поэтому я попробую рассказать вам, как для меня сегодня структурируется эта история, в том числе игровая история. Где для меня проходили ключевые переломные моменты, как они повлияли на то, чем я занимаюсь сейчас. При этом говорить о том, чем я занимаюсь сейчас я буду в самом конце, т.е. в последний день – в среду вечером. А сегодня я поговорю про историю: про историю вопроса и про предпосылки. Потому что я вообще считаю, что система координат всегда идет в будущее и в прошлое. Она всегда переструктуризирует наше прошлое, вводит там какие-то новые масштабы, что-то выделяет на передний план, а что-то, наоборот, перетрактовывает как незначимое, как условие, как материал, но не как важные события. И в меру того, насколько я сейчас занимаюсь другим, чем я занимался 10 лет тому назад, на мой взгляд, достаточно радикально другим, я, естественно, переписываю историю. И то, что я сегодня вам представлю, будет вариантом содержательного переписывания истории.

Сегодня я хотел бы поговорить про идею мыследеятельности (МД). Я выбрал этот жанр, во-первых, потому, что в опубликованных работах Георгия Петровича (Г.П.), изложены какие-то базовые трактовки идеи МД (в этом плане есть первоисточник, к нему можно относиться параллельно с тем, что буду говорить я). Во-вторых – потому, что в аудитории присутствует (как написано в известной статье) один из авторов схемы МД; и у этой трактовки (при всем том, что мы – и сам Марк, и я – понимаем некоторые ее условности) есть глубокий сермяжный смысл, о котором я тоже попробую сказать. А в-третьих – потому, что, на мой взгляд, во многом то, что приходится делать сейчас и придется делать в ближайшие, может быть, 10-15 лет (во всяком случае – мне), связано с раскрытием содержательного, онтологического и организационно-деятельностного потенциала идеи МД. Но опять: чтобы задать какую-то границу того, что я говорю, я просто хочу здесь вспомнить, как лет 8-9 тому назад я прочел курс лекций в московском университете, который назывался "Схема МД как общественный идеал". Тогда это выглядело несколько странно, но сейчас я считаю, что в этом был очень важный смысл, для меня являющийся движущим, и – масса очень интересных проекций на современную социологию, культурологию, теорию государства и права, о которых я чуть-чуть буду говорить (не всё сегодня, но на этих трех обсуждениях).

Значит, итак, переписывание истории – как некая процедура, как очень важный момент. История есть средство программирования, в истории содержатся силы, которые мы можем отмобилизовать или, наоборот, утерять – с одинаковой степенью вероятности. Идея МД – как важный момент этой истории, как фокус, на котором я буду концентрироваться в сегодняшнем обсуждении, в некотором смысле – как источник целого ряда современных идей; и не просто современных (вот, 1999 года), но и имеющих тенденцию разворачиваться во времени и определять ближайшие шаги. Это – второй важный момент. И третий достаточно важный момент заключается в том, что я хочу это обсудить именно здесь, именно в Иркутске, а не где-нибудь еще, потому что мне кажется, что это поможет отнестись в т.ч. к и опыту игр, проходивших здесь, на этой территории.

Теперь собственно первый пункт (в любом моменте можно спрашивать или говорить: просто знак подайте, и я остановлюсь). Теперь второй момент: собственно, почему я выбираю эту точку и с чем в моей личной истории это связано? В 1986 году, в сентябре месяце в городе Красноярске происходила ОДИ, которая называлась "Проектирование психолого-педагогического факультета красноярского университета и прикладных психологических служб". И в ходе этой игры, ближе к ее завершению, я для себя построил картинку, которую я сейчас изложу. Эта картинка в последние 10 лет, а может и больше, является для меня в каком-то плане определяющей. В чем она заключалась? Она заключалась в том, что внутри ММК был сформирован ряд технических приемов и схем организации коллективной коммуникации (раз), привязанных к этой коммуникации способов понимания, способов организации понимания (два), определенная совокупность техник рефлексии и, наконец, были выработаны определенные категории, задающие формацию методологического мышления (или формацию мышления, названного чуть позже, или по мере развертывания всей кружковой истории, методологическим).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
207 Kb
Скачали:
0