Философское определение религии

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

С давних пор человек пытался понять себя и определиться, найти свое место в обществе и мире, который окружает его в соответствующее время в соответствующем месте обитания. Вечный вопрос о происхождении мира волнует и мучает в глубине души каждого человека. С целью разъяснения данного вопроса, человек вынужден был придумать Бога – всемогущую сущность, которая стоит в начале Всего. В итоге создаются первые религии.

Создание Бога людьми преследовало и иные цели: нужно было создать цель жизни, объяснение Всему, нужно было сделать так, чтобы люди работали, общество развивалось. Без объяснения происхождения мира, смысла всех природных процессов (т.е. без создания Бога) человечество рискует стать неуправляемой толпой, которая потеряет смысл жизни.

Таким образом, возникновение религий имело объективные предпосылки, а именно – необходимость развития человеческого общества.

Пытаясь дать общее определение религии, мы вынуждены непосредственно обращаться к философии, к философскому подходу в изучении явления. Философия изучает всеобщие свойства, которые объективно существуют в окружающем нас мире. Поэтому анализ любого явления она доводит до выделения предельно общего признака, исходного для данного явления. Философский подход в изучении данного явления, а именно логика мышления, отражающая логику строения мира: от всеобщего к общему и единичному, поможет нам дать полное определение данного явления. И, основываясь на данном определении, можно будет вывести любое частное определение религии. Философия учит нас понимать, а значит знать то общее, которое образует данное явление, и как организуется бытие данного явления. При этом понимание выстраивается относительно того, как понятие “религия” повлияло на окружающий мир и как это явление выстраивается, т.е. Внутренняя структура и связь с другими явлениями. Поскольку философия – наука о всеобщем, то она сформулировала методы познания, которые являются общими, а, следовательно, применимы к любой науке.

2.Понятие явления.

Так как философия – наука о всеобщем, то для того, чтобы найти философское определение любого явления, в том числе и религии, нужно рассмотреть возможные варианты понятия и выделить предельно общий их признак.

Религия имеет множество определений, порой даже противоречащих себе. Это зависит от многого: исторического времени и места; мировоззрения человека, общества; убеждений и т.п.

Рассмотрим несколько вариантов, которые были найдены в разных источниках:

v  Одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).

v  Одного их направлений такого общественного сознания (буддизм, ислам, христианство)

v  Сложившиеся, непоколебимые убеждения, преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности.

v  Определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить следующие основные признаки:

1.Религия – форма общественного сознания.

2.Основывается на вере в сверхъестественные силы.

3.Преданность идее.

Человек – существо общественное. Всякое проявление его жизни, даже если оно не выступает в непосредственной форме как коллективное, совершенное совместно с другими, является проявлением общественной жизни. Ведь не один человек начинает задумываться о мире, о его строении, происхождении. Возникают общие мысли и, как следствие, религии. Т.е. Можно сделать вывод, что какая бы ни была религия, она появляется там, где есть отношения между людьми. Нет отношений – вопрос о религии исчезает, так как она присуща человеку, а без отношений между людьми такое существо уже не будет отвечать определению человека. Поэтому логично будет связать полно определение явления смысла жизни с философским определением человека.

Человек – существо, делающее сознательный вклад в общественное производство жизни. Таким образом, религия – форма общественного сознания, основанная на неестественном объяснении окружающего мира, с целью формирования сознания в процессе вклада в общественное производство жизни.

3.Структура явления.

Говоря о смысле какого-либо предмета или явления, мы указываем на его связи, в какой-либо более обширной системе. Религия не существует сама по себе как некий атрибут реальности вообще, она существует в сознании социального субъекта.

Объектом религии является, по сути, Бог, где под Богом понимается не какая-то конкретная сущность, а нечто, лежащее в основе всего. Так для ученого таким Богом может являться материя.

Субъектом религии является социальный субъект. Под социальным субъектом подразумевается отдельный человек, социальная группа, класс, общество или даже все человечество.

Похожие материалы

Информация о работе