Философия насилия (Понятие насилия. Структура насилия. Диалектика насилия. Современная проблематика насилия), страница 3

  Так как диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также основанного на этом методе познания и преобразования мира, то для того чтобы познать диалектику нашего явления, мы должны определить эти общие законы развития в нашем явлении. А для этого мы должны знать, как взаимодействуют все составляющие нашего явления. Как было сказано в главе 2, в основе явления насилия лежат такие дава основных понятия, как субъект и объект насилия. А противоречие между ними и лежит в основе существования явления насилия. Но многообразие противоречий совпадает с многообразием связей, так как вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны. Поэтому взаимосвязь этих противоположных сторон (субъекта и объекта насилия) и обеспечивает существование явления насилия. Действительно, если не будет субъекта насилия, то будет отсутствовать воздействие на объект насилия и, следовательно, насилия как такового не будет. Если же не будет объекта насилия, то воздействие субъекта будет направлено не на объект насилия и, следовательно, не будет результата применения насилия к субъекту. Взаимосвязь противоположных сторон – основа вещи как единого целого.  Поэтому взаимодействие этих противоположных сторон и обеспечивает существование  явления насилия, т.е. борьба этих двух противоположностей является источником развития данного нам явления. Далее на нужно понять, как происходит это развитие. Развитие – процесс объективный, закономерный, необратимый от простого  к сложному изменения вещей. В развитии явления насилия присутствует такая сторона развития, как  единство качественных и количественных характеристик, делающих данное явление таковым. Любое явление имеет качественные и количественные характеристики. Качество – это системообразующий признак данного нам явления. В нашем случае это вмешательство в сознательный вклад в общественное производство жизни.  Количество – степень выражения качества. В нашем случае это то, что показывает, насколько сильно происходит вмешательство в сознательный вклад в общественное производство жизни. До самого применения насилия между субъектом и объектом не существует вмешательства субъекта в сознательный вклад в общественное производство жизни объекта. Их взаимодействие характеризуется некоторым другим качеством. Но у субъекта происходит накопление количественных изменений, которое выводит их за пределы меры. Происходит возникновение причины насилия. В результате происходит переход к другому качеству (вмешательство субъекта в сознательный вклад объекта в общественное производство жизни). Таким образом, произошел скачок – переход от одного качества к другому. Осуществился взаимный переход количественных и качественных изменений, так как количественные изменения приводят к качественным изменениям и наоборот. Результатом всего этого является такое понятие, как результат насилия. В свою очередь (как было сказано в предыдущей главе ) результат насилия может создать новую причину для совершения насилия, т.е. может произойти новое изменение количества, результатом чего может быть выход за границу меры (возникновение новой причины), который приведет к изменению качества (совершению нового насилия, т.е. вмешательства в сознательный вклад в общественное производство жизни).

Таким образом, в этой главе мы определили, как взаимосвязь таких противоположных сторон, как субъект и объект насилия, организует существование явления насилия в целом.

4. Современная проблематика насилия.

 В настоящее время под понятием насилия в основном подразумевается применение тех или иных форм принуждения с цель приобретения каких-либо прав. Это определение  сужает истинное значения понятия насилия. В нем не определено понятие “формы принуждения”, т. е непонятно, что ей считать, а что нет. У нас дано более общее определение данного явления. Именно оно характеризует любое проявление насилия, будь то физическое, моральное и др. Такое многообразие определений данного явления связано, прежде всего, с тем, что это явление довольно широко распространено в современном мире. Насилие совершается практически в любом взаимоотношении между людьми. Это связано прежде всего с самим человеком. Так как это существо, сознательно делающее вклад в общественное производство жизни, то каждый человек стремится делать этот процесс наиболее удобным для себя. И для этого ему приходиться вмешиваться в сознательный вклад в общественное производство жизни другого человека. В результате и совершается насилие.