Государство и право в первой половине XIX века, страница 2

Похожая политика была предусмотрена и в отношении Финляндии, которая была объявлена княжеством. В отношении Финляндии соблюдались ее основные законы – Швеции, конституционной монархии. В Финляндии, таким образом, не мог принимать законы без одобрения. Здесь создается собственный сенат. Между императором и сенатом посредническую роль играет специальная комиссия – стат-секретариат. На территории страны действуют особые права для сословий, традиционные законы, таможенная граница. Попытки при Николае I большей инкорпорации успеха не имели. Это, наоборот, привело к отсоединению Польши и Финляндии из состава СССР.

Б. Государственный механизм.

Ключевые механизмы осуществления государственной власти (неограниченная власть императора) сохранялись.

В 1802 году началась министерская реформа. Уже в году Екатерины часть коллегий была преобразована в отраслевые департаменты сената. Новые принципы предполагали:

1.  Единоначалие. Каждый назначенный в своем ведомстве министр нес ответственность непосредственно перед императором. Отраслевые департаменты впоследствии преобразовывались в кабинеты министров.

2.  Определенные процедуры. Единый порядок рассмотрения дел, единый порядок осуществление власти.

Идет дальнейшая бюрократизация аппарата управления. Министерская реформа затрагивала сенат. Параллельно в 1802 году началась и реформа сената.

1.  Изъятие из-под его влияние отраслевых дел.

2.  Усиление роли в системе государственных учреждений (все остальные ведомства должны ему подчиняться).

3.  Сенат имел право толковать все акты, изданные прежними императорами.

Продолжал сохранять свои позиции как высшее судебное заведения. Выделяются отдельные департаменты по уголовным, гражданским делам, выделяется департамент, разбирающий дела, поступивший из губерний, находящихся на особом порядке управления (Польша, Литва).

Создается комитет министров. В него входят министры, начальники главных управлений. Собираются под председательством царя. Не было четко обозначенного предмета ведения. Обычно созыв инициировал один из министров, когда считал, что вопрос не может быть решен в рамках одного ведомства (вопросы особой значимости).
В 1810 году создается Государственный Совет. Он мыслился как законосовещательное учреждение. При его создании использовались идеи разделения властей. В его рамках должна была идти подготовка законопроекта и его рассмотрение. Он имел деление на департаменты по отраслевому принципу (гражданских, уголовных дел, экономии, позже отдельный департамент по делам Царства Польского). Государственный совет состоял из членов Государственного Совета, назначаемых императором, и собирался по инициативе императора. Но решения Совета не были обязательными для императора. Бывали случаи, когда император подписывал законопроект, опираясь на мнение большинства, и случаи, когда император подписывал документ при мнении меньшинства. У императора были альтернатива: поставить вопрос на рассмотрение Госсовета, на рассмотрение Кабинета министров, а мог  и не ставить. Ближе к середине века Госсовет стал более или менее независимым учреждением.