Формирование грамматического строя речи. Формирование структуры предложений и морфологической стороны речи

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Средняя группа: формирование грамматического строя речи

Общая характеристика речи

Главное направление развития речи на пятом году жизни — освоение внеситуативного общения, связной контекстной речи. Заметим, процесс этот начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но интенсивное развитие приобретает он в среднем дошкольном возрасте. Теперь на первый план выступает обучение детей связной речи и рассказыванию, организуемое на специальных занятиях (как коллективных, так и индивидуальных).

Некоторые исследователи считают, что обучение связной речи и рассказыванию следует начинать с пересказа и описательного рассказа. Однако наши наблюдения и опытное обучение показывают: детей более привлекает повествование, конкретнее, повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Что примечательно: внутри этой деятельности осваивается грамматический строй; расширяются сферы общения; внеситуативное диалогическое общение и монологи требуют новых языковых средств, развития абстрагирования от наглядно представленной ситуации и перенесения грамматического обобщения на новые области коммуникации (генерализации). Разумеется, развивается и познавательная деятельность: осваиваются функции предметов, смысл человеческой деятельности, взаимодействия сил природы. Все это предпосылки освоения способов словообразования — особого вида называния предметов (номинации), когда в структуре слова отражаются связи с другими предметами (выключатель, сахарница — связь предмета и его функции; учительница — наименование профессии по ее функции и т. д.).

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования — дети начинают подмечать связь структуры слова и функции предмета. Проявляется это в активном экспериментировании: узорчивая, угольчатая (снежинка), книжной, книжечный, шубный, одежный (шкаф), мишка-машинист, мама-поросиха, собачонки, сынок-слоненчик; в «нащупывании» формы: волчонки, волчуняты; белчата, бельчонки, бельчоночки; в словоизменениях: ищутъ? ищать? исать?; сплим, сплям, сплюм; я вся такая пахлая, я вся такая духлая, я красавлюсь (пример К.И. Чуковского). Дети смело выходят за границы известного, хорошо освоенного. Подтверждение тому — большое количество разнообразных ненормативных образований, инноваций. Процесс носит взрывной характер, на глазах меняется поведение. Ребенок начинает «играть» со словами, получая от этого явное удовольствие. Задача педагога — поддержать эту естественную, природную активность малыша, его смелые эксперименты. Ведь без собственной активной деятельности — познавательной, ориентировочной, без нащупывания формы, ее обыгрывания — ребенок никогда не станет хозяином своего слова. Так определил ситуацию Корней Иванович Чуковский, а нам остается только прислушаться к его авторитетному мнению.

Формирование структуры предложений

Формирование структуры предложения — спонтанный процесс. Никто не учит ребенка, осваивающего родной язык, моделям предложений, как это делается при изучении иностранного языка уже в школьные годы. Смысло-семантическая основа, структурная схема предложения формируются в раннем возрасте в процессе общения с матерью и в ходе деятельности, предметной, игровой, опосредствованной словом. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте; оно продолжается и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения. Наши исследования показали: коммуникативные ситуации - игры-драматизации, «письменная речь», устный рассказ, когда разворачивается совместно-распределенная деятельность,— облегчают усвоение структуры предложения. Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций (а также народных игр, разыгрывания загадок) — соотнесение слова с движением, с мимикой, жестом, взглядом, многократное восприятие текста создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи. В средней группе полезно драматизировать как народные («Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка»), так и литературные сказки и рассказы (например, «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу?», «Под грибом» В. Сутеева, «Про глупого мышонка» С. Маршака), разыгрывать театрализованные представления.

Ведь не секрет, что пьеса требует от исполнителей выразительности и произвольности речи. Чтобы облегчить перенос речевых умений, получаемых в игре, в монологическую связную речь, советуем создавать ситуации устного рассказа. При этом педагог обязательно помогает ребенку — подсказывает сюжетные ходы, логические связки, а если требуется, и начало каждого предложения. Благоприятна для формирования синтаксической структуры высказываний и так называемая «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение взрослому. Письменная речь — речь контекстная. Ее понимание полностью опирается не на ситуацию, а на языковые знаки. При письме замедляется темп речи. Все это создает ребенку такие условия, когда он может более правильно оформлять свои высказывания. Прием этот полезен в ходе индивидуальной работы. Чтобы удержать интерес ребенка, педагог на начальных этапах сочиняет истории совместно, подсказывает начало фразы, развитие сюжета, появление нового персонажа. Руководство в непосредственном общении, разумеется, неформальное. При такой методике совершенствуется связная речь, особенно синтаксическая структура, активизируются как простые предложения, так и сложносочиненные и сложноподчиненные. Вот один из примеров.

Похожие материалы

Информация о работе