Система учебного физического эксперимента

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

7. Орлов В. А. Творческие экспериментальные задания. 1994, № 4-6; 1995, №1, 3.

Лекция. Система учебного физического эксперимента.

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится.

К средствам обучения относятся: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.; раздаточные и дидактические материалы; технические средства обучения (устройства и пособия к ним); приборы и т.д.

Средства обучения: вербальные (устное слово, печатное слово); наглядные (таблицы, рисунки, схемы); специальные (устройства, приборы); технические (экранные, звуковые).

Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.

1. Учебный физ эксперимент, его задачи и система.

Учебный физ эксперимент представляет собой одно из мощных средств обучения школьников курсу физики. Эксперимент значительно облегчает усвоение курса прежде всего тем, что повышает интерес, помогает формировать конкретные образы, адекватно отражающие в сознании реально существующие физические явления, процессы, законы.

При правильной постановке эксперимент воспитывает такие качества характера, как аккуратность в работе, тщательность в добывании намеченной цели; учит выделять в рассматриваемых явлениях самые существенные его признаки.

2. Демонстрационный эксперимент.

Дем опыты составляют большую и очень важную часть шк физ эксперимента. Выясним каковы критерии отбора дем опытов, основные методические требования к ним, их связь с др  видами уч эксперимента и т.д.

Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связей между ними; она предназначена для одновременного восприятия учащимися всего класса.

Перечень обязательных демонстраций по каждой теме курса имеется в программе курса. В него входит небольшое число опытов, составляющих экспериментальную основу физики, это прежде всего фундаментальные опыты – Галилея, Эрстеда, Фарадея, Герца, Столетова и др.

Важное значение имеет демонстрация опытов, иллюстрирующих объяснение учителя.  Например, равномерное и неравномерное движение тележки. Демонстраций такого типа больше всего в обязательном минимуме, предусмотренном программой.

Демонстрации приучают учащихся искать источник знаний по физике в явлениях внешнего мира, в опыте, что имеет неоценимое значение для формирования научного мировоззрения.

Для осуществления задач политехнического обучения в процессе преподавания физики, иллюстрации связи физики и техники демонстрируют опыты, в ходе которых показывают применение изучаемых физ явлений в технике и принципы действия некоторых технических установок. При показе технических объектов не следует особо обращать внимание учащихся на их конструктивные особенности и несущественные детали.

Дем опыты способствуют созданию физ представлений и формированию физ понятий, они конкретизируют и делают более понятными рассуждения учителя при изложении нового материала. Из этого следует правило: демонстрация должна быть органически связана с его словом, с излагаемым материалом.

Дем опыты являются частью урока. Они могут быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий),  иллюстрировать и сопровождать рассказ, беседу объяснение или лекцию учителя, подтверждать изложенное. Деем опыты используются также для постановки экспериментальных задач и при опросе учащихся и повторении пройденного.

Основные методические требования к демонстрационным опытам.

Психологическая основа эффективности дем опыта состоит во взаимосвязи первой и второй сигнальной систем, что внешне выражается в соединении наглядности со словом учителя.

При дем опытов решающая роль принадлежит учителю, поскольку он выступает активным посредником между учащимися и демонстрируемыми явлениями; от его методического мастерства и технической грамотности зависит успех демонстрации. Кроме того, представления школьников, возникшие при наблюдении опытов, должны быть доведены до обобщения.

Основные требования таковы:

1. Учащиеся должны быть подготовлены к восприятию опыта. Всякий опыт вызывает непроизвольное внимание учащихся, однако оно неустойчиво и с помощью слова его нужно перевести в произвольное, т.е. вызвать интерес к опыту путем выяснения его цели. Обычно перед экспериментом учитель выясняет его назначение и указывает пути достижения цели, как правило, сопровождая объяснение рисунком на доске.  После того как учащиеся поймут идею опыта и схему дем установки, он приступает к её осуществлению.

Если опыт сложный его обычно разбивают на этапы.

2. Дем установка должна быть по возможности простой. Это имеет важное значение для понимания опыта и выводов из него.

Похожие материалы

Информация о работе