Реостаты и делители напряжения (Лабораторная работа № 4(а)), страница 2

Примечание: к прибору прилагается специальный двойной ключ, позволяющий осуществить одним нажимом последовательное замыкание (размыкание) двух электрических цепей.

Вопросы:

1. В каких известных Вам демонстрациях школьного курса физики применяется реостат для уменьшения напряжения (силы тока) на потребителе?

2. Как можно использовать демонстрационный (лабораторный) реохорд для опыта, иллюстрирующего принцип действия реостата?

3. При демонстрации каких известных Вам школьных опытов по физике применяется потенциометр?

4. Может ли быть использован в качестве потенциометра школьный лабораторный реостат РП? Почему?

Трансформаторы.

Трансформаторы относятся к преобразователя переменного напряжения в переменное той же частоты.

Трансформаторы школьные на панелях ТНП.

Предназначены для ознакомления учащихся с устройством и действием трансформатора, а также для демонстрации применения трансформаторов при передаче электроэнергии на большие расстояния. Прибор представляет собой комплект из двух трансформаторов, установленных на вертикальных (деревянных или пластмассовых) панелях с двумя парами зажимов, к которым подведены концы обмоток.

Трансформаторы одинаковы; различно только их расположение на панелях: у одного высоковольтная обмотка расположена справа, у другого - слева. Низковольтная обмотка имеет 100 витков провода диаметром 0,35 мм и рассчитана на силу тока 0,5  А.  Высоковольтная  обмотка содержит 3500 витков провода диаметром 0,14 мм. Допустимая сила тока в ней 0,1 А.

Величина напряжения 4В и 120 В,  соответствующая каждой из обмоток трансформатора, указана на панели между зажимами.

Трансформатор малый разборный Тр-1.

Применяют для выполнения лабораторной работы "Изучение устройства и принципа работы трансформатора", а такие для демонстрации преобразования напряжении переменного тока, явления электромагнитной индукции и самоиндукции, в опытах по осциллографированию затухающих колебаний.

Трансформатор универсальный ТрУ.

Предназначен для демонстрации устройства и действия трансформатора, а также для ряда других опытов по электромагнетизму и электромагнитной индукции в сочетании с другими школьными приборами.

Универсальный трансформатор представляет собой набор приборов:

1.трансформатор;

2.два наконечника конусо- образной формы;

3.катушка плоская с ручкой и лампочкой;

4.кольцо медное и алюминиевое;

5.модель электросварочного аппарата;

6.кольцо-желоб;

7.маятник.

Трансформатор служит для преобразования напряжения переменного тока. Трансформатор можно применять в качестве кА повышающего, так и понижающего.

Вопросы:

1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с трансформатором ТРу?

2. Почему вторичную обмотку сварочного трансформатора изготавливают из толстого провода?

3. Каков коэффициент трансформации трансформатора ТНП?

4. Почему не всякий провод первичной или вторичной обмотки можно заземлять?

5. Каковы правила электробезопасности при работе с РНШ?

Регулятор напряжения школьный РНШ.

Регулятор напряжения учебный РНШ предназначен для плавного регулирования напряжения однофазного переменного тока частотой Гц при проведении школьного физического эксперимента.

При работе в номинальном режиме ( 45 минут непрерывной работы с последующим выключением на 15 минут) регулятор напряжения позволяет получить регулируемое напряжение в следующих пределах:

При сетевом напряжении 220 В:

-регулируемое (выходное)напряжение – до 240 В;

-максимальный ток – 8 А.

Примечание: При более длительном режиме работы, чем номинальный, сила тока нагрузки должна быть уменьшена до 6 А при сетевом напряжении 220 В.

Внешний вид                   Принципиальная схема

Внимание! При работе с регулятором напряжения следует помнить, что один из зажимов РНШ всегда подключен к сетевому проводу.


Практические задания.

Задание 1.

1.  Соберите установку, изображенную на рис. 1. В установке используется амперметр с верхним пределом измерения силы постоянного тока 3 А, детали универсального трансформатора, вольтметр и реостат. Источником питания служит батарея аккумуляторов или выпрямитель В-24.

Рис.1

2.  Определите, какой из реостатов набора ползунковых реостатов целесообразно использовать в данной установке с учетом параметров перечисленных выше приборов.

3.  Укажите, какая из катушек универсального трансформатора должна использоваться для возбуждения магнитного поля в сердечнике и для возбуждения индукционного тока.

4.  Опыт начните выполнять с катушками без сердечника, разместив их рядом друг с другом, как показано на рис.1. Меняя реостатом с различной скоростью силу тока в первой катушке, покажите зависимость ЭДС индукции, возникающей в катушке, подключенной к гальванометру вольтметра от скорости изменения индукции магнитного поля.

5.  Повторите опыт, разместив катушки на сердечнике.

6. Предложите упрощенный вариант установки, в которой сила тока в первой катушке изменялась бы ручкой регулировки выходного напряжения источника питания.

Задание 2.

1.Соберите установку, изображенную на рис. 2.

Рис.2

В качестве катушки, в которой возбуждается ЭДС индукции, может использоваться катушка-моток, применяемая при выполнении лабораторных работ или самодельная.

2.  Не меняя силы тока в катушке, подключенной к источнику питания, поверните катушку-моток вокруг вертикальной оси и покажите возникновение при этом индукционного тока.

3.  Продемонстрируйте зависимость ЭДС индукции, возникающей в катушке-мотке, от скорости изменения магнитного потока, вызванного изменением площади контура, пронизываемого магнитным полем.