Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 8 класса "Световые явления". Выполнение демонстрационных опытов "Прямолинейное распространение света", "Изображение в плоском зеркале"

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ХАБАРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПО ФИЗИКЕ                   

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА  №   84

СВЕТОВЫЕ  ЯВЛЕНИЯ

Хабаровск –1998г.

ЗАДАНИЯ

1.  Изучите содержание темы 8 класса “Световые явления”.

2.  Укажите, при изучении, какого конкретного учебного материала темы “Световые явления” 8 класса можно использовать указанные в программе по физике демонстрационные опыты.

3.  Укажите возможности опытов для формирования научного мировоззрения; выделите возможности опытов для развития мышления учащихся; укажите практическую значимость опытов.

4.  Раскройте методику использования демонстрационных опытов при изучении, формировании понятий  источника света, фокусного расстояния и оптической силы линзы; изучении законов прямолинейного распространения света, отражения света, явления преломления света; при изучении линз, плоского зеркала, фотоаппарата и очков.

5.  Разработаемте фрагмент урока изучения нового материала с использованием одного из программных опытов и проведите его на занятии.

6.  Оформите отчет к работе (кроме тех материалов, которые могут быть получены лишь в процессе выполнения лабораторной работы).

7.  Познакомьтесь с внешних видом и устройством необходимых для Вашей работы приборов.

8.  Выполните по одному варианту всех демонстрационных опытов (№№ 1-10) и запишите результаты опытов.

9.  Ответьте на вопросы, встречающиеся в разработке. Выполните задания,  встречающиеся по ходу выполнения некоторых опытов.

 Примечание:

         Все задания, за исключением задания № 8 выполняются во время самостоятельной подготовки во внеурочное время.  Перед тем, как допустить студента к выполнению демонстрационных опытов преподаватель вначале занятия выясняет качество подготовки по заданиям № 1 - 7.  Студент, не выполнивший задания № 1- 7 к лабораторной работе не допускается.

ВНИМАНИЕ ! ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ  ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

 СОБЛЮДАЙТЕ       ПРАВИЛА    ТЕХНИКИ     БЕЗОПАСНОСТИ !

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Программы средней общеобразовательной школы. Физика.   1996г.

2.  Перышкин В.А., Родина Н.А. Физика. Учебник для 8 класса средней школы. - М.:     Просвещение, 1989.

3.  Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984.

4.  Горячкин Е.Н., Орехов В.П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в 8-летней школе. - 1964.

5.  Учебное оборудование по физике в средней школе. - Пособие для учителей. Под ред. А. А. Покровского. - М.: Просвещение, 1973.

6.  Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Под ред. Покровского А.А.  М.: Просвещение, 1974.

7.  Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. 6-7 класс. М.: Просвещение, 1988.

8.  Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Под ред.  Усовой А.В. и др. М.: Просвещение, 1990.

9.  Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах. М.: Просвещение, 1996.

10. Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. М.: Просвещение, 1994, 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.  Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в 7 - 8 классах. Ф/ш  № 2 1993г. с. 47, №3 1993г. с. 41.

2.  Теклюк М.В.    Лабораторная работа к теме ''Световые явления''. Ф\ш  1996г, № 1, с. 49.

ОПЫТ № 1

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА

Вариант А.

Оборудование: лампочка на подставке (6,3 В, 0,3 А); непрозрачный колпачок с отверстием; источник тока; белый экран; фигурка, вырезанная из плоского картона.

 Демонстрируя свечение лампочки, покажите, что свет от неё распространяется по всем направлениям. С помощью непрозрачного колпачка с отверстием выделите лишь одно направление распространения света. Направляя пучок света вдоль белого экрана, покажите, что там, где свет попадает на экран, экран освещен. Этот опыт является подготовительным. Первый вывод о прямолинейном распространении света делается при демонстрации образования четкой тени от непрозрачной фигурки, помещенной на пути распространения светового пучка. При этом необходимо обязательно подчеркнуть, что свет распространяется в однородной среде. Учащиеся должны заметить, что размеры тени зависят от расстояния до источника света: при приближении источника света размеры тени возрастают. Продемонстрируйте и объясните получение полутени. Выводы, полученные при наблюдении прямолинейного распространения света желательно перенести в новую плоскость. Объяснить с физической точки зрения причины солнечного и лунного затмения. В этом случае понадобится специальный прибор – теллурий, который может быть заменен глобусом (модель Земли), осветителем с рефлектором (модель Солнца) и резиновым или пластмассовым шариком (модель Луны).

Похожие материалы

Информация о работе