Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 8 класса "Световые явления". Выполнение демонстрационных опытов "Прямолинейное распространение света", "Изображение в плоском зеркале", страница 4

Подготовьте оптическую шайбу к работе, закрепив в центре диска стеклянную пластину в виде двояковыпуклой линзы. От осветителя на линзу направьте вдоль главной её оптической оси центральный пучок света. Проходя через линзу, он не откланяется.

Второй пучок света от осветителя направьте параллельно первому. Проходя через линзу он отклоняется в сторону утолщения линзы.

Третий пучок направленный аналогичным образом по другую сторону от центрального пучка, пересечется  после прохождения линзы в той же точке, где пересеклись первые два пучка (для собирающей линзы) или их продолжения (для рассеивающей).Задание: зарисуйте несколько вариантов расположения падающего на разные линзы (собирающую и рассеивающую) пучков света. Какие выводы можно сделать по данному опыту ?

ОПЫТ № 8

ИЗМЕРЕНИЕ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ

И ОПТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ЛИНЗЫ

Вариант А.

Оборудование: оптическая шайба; набор по геометрической оптике; источник питания (выпрямитель В – 24 М);линейка; соединительные провода.

Задание: разработайте методику и технику демонстрации с применением приборов, указанных в списке оборудования этого варианта опыта, взяв за основу опыт № 7.

Вариант Б.

Оборудование: набор линз и зеркал; свеча (эл. лампочка на подставке); экран; метр демонстрационный.

Задание: разработайте методику и технику демонстрации с применением приборов, указанных в списке оборудования этого варианта опыта.

ОПЫТ № 9

УСТРОЙСТВО И ДЕЙСТВИЕ ФОТОАППАРАТА

Вариант А.

Оборудование: линза двояковыпуклая на подставке; экран полупрозрачный (матовое стекло на подставке); осветитель теневого проецирования.

Осветите какой – либо предмет. Перед ним установите на столе собирающую линзу и полупрозрачный экран, выполняющий роль матового стекла в фотоаппарате. Линзу поворачивают так, чтобы её оптическая ось была направлена на ''фотографируемый объект''. Передвигая линзу относительно экрана, добейтесь четкого действительного и обратного изображения объекта. Закройте линзу листом картона с круглым отверстием, выполняющего роль диафрагмы. Наблюдайте уменьшение освещенности и увеличение глубины резкости изображения. Закрывая и открывая линзу листом картона, продемонстрируйте экспозицию при фотографировании.

В заключении учащимся полезно оказать какой – либо негатив, проецируя его изображение на экран.

Вариант Б.

Оборудование: линза двояковыпуклая на подставке; экран полупрозрачный (матовое стекло на подставке).

Получите изображение освещенного окна с помощью линзы на полупрозрачном экране. Методика и техника демонстрации аналогична варианту ''А''.

ОПЫТ № 10

МОДЕЛЬ ГЛАЗА

Вариант А.

Оборудование:  круглая колба,  заполненная подкрашенной хвойным концентратом водой;  линза №1 двояковыпуклая на подставке  (F = 65 мм);   линза  № 2 двояковыпуклая на подставке  (F = 130 мм);   линза  № 3  двояковогнутая на подставке    (F = 90мм); осветитель теневого проецирования  с диафрагмой.

Покажите ход светового пучка в нормальном глазе. Для этого соберите линзу, выполняющую роль хрусталика глаза, располагают перед колбой так, чтобы световой пучок  сходился на противоположной стенке колбы, выполняющей роль сетчатки глаза. След светового пучка в колбе виден хорошо, если в неё налить подкрашенную хвойным концентратом воду (рис. 2).

 


                       рис. 2                                                     рис. 3

Затем покажите ход светового пучка в близоруком глазе. Перед колбой располагают линзу с меньшим фокусным расстоянием. Обратите внимание учащихся на то, что  теперь  световой  пучок фокусируется внутри колбы, а не на её поверхности. (рис. 3).

Близорукость глаза исправляют при помощи рассеивающей линзы. Её располагают впереди модели глаза (рис. 4).

 


                 рис. 4                                  рис. 5                                     рис. 6

Далее, продемонстрируйте ход светового пучка в дальнозорком глазе. Для этого перед колбой располагают длиннофокусную линзу, в результате чего световой пучок фокусируется в воздухе за колбой (рис. 5). Дальнозоркость глаза исправляют при помощи собирающей линзы  (рис. 6).

Вариант Б.

Оборудование: разборная модель глаза, таблица учебная ''Разрез глаза''.

Разберите модель глаза на отдельные детали и, показывая учащимся, объясните их устройство и назначение. После этого покажите учебную таблицу, на которой представлено расположение всех деталей глаза в целом.

Задание: объясните устройство глаза как оптического аппарата.