Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 11 класса "Электромагнитные волны". Выполнение демонстрационных опытов "Излучение и прием электромагнитных волн", "Преломление электромагнитных волн", страница 4

Напоминают учащимся, что для наблюдения явления интерференции необходимо
иметь два источника синусоидальных волн одинаковой длины. В случае звуковых волн та-
кие источники получали, подключив к одному генератору два одинаковых громкоговори­теля. Для случая электромагнитных волн в принципе также можно к одному генератору -
подключить две излучающие антенны. Но это трудно осуществить технически.              

Поэтому для наблюдения интерференции электромагнитных волн применяют метод расщепления одного пучка волн на два. Впервые такой метод предложил французский фи­зик Френель.

Объясняют идею расщепления пучка волн с помощью зеркала (опыт Ллойда). Послед собирают установку по схеме, изображенной на рисунке 5. Ось рупорной антенны генера-

тора должна быть поставлена под заметным для учащихся углом к приёмной антенне, но ч таким образом, при котором есть ещё приём. Подносят к установке металлическую пластину 3 (зеркало) так, как показано на рис 5. Наблюдают, что приёмник отмечает либо усиление,   либо   ослабление   приёма.

Объясняют, что в этом опыте имеет место интерференция прямого, отраженного от зеркала пучка волн.

Двигая зеркало в направлении, указанном стрелкой, наблюдают несколько последо­вательных усилений и ослаблений приёма. Объясняют это тем, что при движении зеркала 3 меняется разность хода между прямым и отраженным от зеркала пучком волн.


Объяснив идею опыта с бизеркалами Френеля, собирают установку, показанную на  рисунке 6. Угол между зеркалами должен быть порядка 170-175°. Включив установку, на-  блюдает либо прием, либо отсутствие приёма. Передвигая приёмник по дуге, центр кото- рой лежит на прямой, по которой соприкасаются зеркала, наблюдают отчётливую картину интерференции: зона приёма постепенно переходит в зону отсутствия приёма, а последняя . - в зону приёма и т.д. Обычно обнаруживается 4-6 максимумов и соответственно 5-7 мини-    

мумов.                                                                                                                                                                                                               

ОПЫТ №5                                                  

ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН.

Оборудование, го же, что и в предыдущем опыте.                                                       

Между генератором и приемником сантиметровых волн располагают поляризацион-

ные решетки таким образом, чтобы излучаемые генератором электромагнитные волны       

проходили через них, достигали приёмника и принимались им. Затем одну из поляризаци-

онных решеток медленно вращают и наблюдают ослабление громкости принимаемого сиг-

нала. При взаимно перпендикулярном положении решеток волны не проходят, и сигнал не

принимается.                                                                                                                         

Убирают одну из решеток и повторяют опыт. Убеждаются, что волны, излучаемые   

генератором, поляризованы. Это даёт возможность поставить опыт по поляризации волн   

без применения поляризационных решеток. Для этого устанавливают приемник напротив 

генератора и наблюдают приём посылаемых генератором сигналов. Затем медленно пово- 

рачивают одну из антенн (безразлично какую) вокруг оси волновода и отмечают уменыне-


ние громкости принимаемого сигнала. При взаимно перпендикулярном расположении осей поляризация волноводов приема нет. Явление поляризации доказывает поперечность элек­тромагнитных волн.