Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 11 класса "Квантовая физика". Выполнение демонстрационных опытов "Получение спектральных цветов и их сложение", "Внешний фотоэффект", страница 4


На экране учащиеся будут видеть три яркие линии спектра паров ртути: желто-оранжевую, зеленую и фиолетовую. Четвертая же линия (синяя) выражена слабо. Учащие­ся могут ее заметить, если на это отдельно обратить их внимание.

Так как лампа ПРК-4 должна гореть в горизонтальном положении, то и щель полезно расположить гак же, т.е. параллельно оси лампы. Тогда наблюдаемые линии будут видны несколько ярче.

2. Линейчатый спектр может быть получен и с помощью дуговой лампы. Для прове­дения этого опыта необходимо заранее подготовить угли, начинив их солями или поместив в них кусочки проволоки (медной, железной или цинковой), С этой целью по оси сплош­ных углей просверливают небольшой канал (глубиной 20-30 мм и диаметром 2 3 км), в ко­торый плотно набивают соли (глауберов}', поваренную, медный купорос) или вставляют небольшие кусочки проволоки. Один уголь можно начинить обычным мелом.

В дуговой лампе горизонтальный уголь должен быть начиненным, а вертикальный - сплошным. Горизонтальный уголь соединяют с положительным полюсом (при питании ду­ги постоянным током), а вертикальный - с отрицательным.

Во время демонстрации опыта необходимо угли разводить возможно шире и про­ецировать на экран не кратер, а саму дугу, так как именно в дуг* будут содержаться раска­ленные нары соответствующего элемента.

После наблюдения одного линейчатого спектра выключают ток и вынимают гори­зонтальный уголь (закрепленный конец угля после недлительного горения почти холод­ный). Вместо него устанавливают другой начиненный уголь и повторяют опыт. Обращают внимание учащихся на то, что характер линейчатого спектре изменился.

Следует иметь в виду что получаемые таким путем линейчатые спектры оказывают­ся наложенными на сплошной спектр от раскаленных углей дум.


Опыт№3

ВНЕШНИЙ ФОТОЭФФЕКТ.

Оборудование: осветитель ультрафиолетовый «Фотон», электрометр; цинковая, мед­ная, свинцовая, алюминиевая и стеклянная пластинки; пластинка, покрытая сажей; палочки

из эбонита и стекла для электризации; мех; кожа; наждачная, бумага; кусок картона, секундомер электрический демонстра­ционный.      

Цинковую пластинку, например из набора по электроли­зу, зачищают с одной стороны до блеска и устанавливают вер­тикально на стержне электрометра (рис. 6).

На расстоянии примерно 50 см от электрометра устанав­ливают ультрафиолетовый осветитель.

Пластинку поворачивают зачищенной стороной к осветителю и заряжают отрицательно от эбонитовой палочки.            

Как только стрелка электрометра установится, и учащиеся убедятся, что заряд на пластинке хорошо сохраняется, включают осветитель и наблюдем  постепенную потерю цинковой пластинкой отрицательного заряда.

Обращают внимание на то, что разряд электрометра начинается сразу же после ос­вещения пластинки и быстро прекращается, если свет от осветителя перекрыть.

После этого цинковую пластинку заряжают положительно от стеклянной палочки.  Знак заряда проверяют с помощью заряженной эбонитовой папочки: приближение ее к пластинке уменьшает угол отклонения стрелки электрометра. Затем ширму снова отодви­гают в сторону и убеждаются, что стрелка электрометра остается неподвижной даже при продолжительном облучении. Cвет не может выбить из цинка положительные заряды; электроны же из положительной пластины не выбиваются потому, что они удерживаются электрическим полем положительного заряда.

Далее освещают незаряженную пластинку. Начавшийся на ней а первый момент фотоэффект очень скоро прекращается, так как, потеряв часть электронов, пластинка оказывается заряженной положительно. Этот заряд очень мал и школьным электрометром не об­наруживается.