Ознакомление с содержанием раздела "Динамика" в основной и старшей школе. Выполнение демонстрационных опытов "Первый закон Ньютона", "Сравнение масс тел", "Второй закон Ньютона", страница 2

13. Эвенчик Э.В. и др. Методика преподавания физики в средней школе. Механика. М., 1986, гл. 4-7, с. 56-160.

14. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. М., 1987, гл. 7,8, с. 80-93.

15. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. Под ред. Орехова В.П. и А.В. Усовой. М., 1980, гл. 17-21, с. 89-272.

16. И.К.Турышев, И.Ю.Лукьянов. Преподавание физики в 8 классе. Пособие для учителя. М.,1977, гл. 4-6.

Дополнительная литература:

1.  Норбаев С.Демонстрация веса тела, движущегося с ускорением. Ф/ш., 1977, № 4, с.38

2.  Усманов Я.С. Проверка второго закона Ньютона методом сравнения. Ф/ш.,1972, № 5, с.79-81

3.  Кононов В.М. Простое приспособление к двухстороннему баллестическому пистолету (совет). Ф/ш., 1978, № 4, с.68

4.  Труфанов М.Н. и др. Демонстрация гравитационного взаимодействия тел. Ф/ш., 1980, № 3, с.53

5.  Малафеев Р.И. Демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш.,1981, № 4, с. 62

6.  Климко Р.Е. Иллюстрация второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1981, № 4, с. 96

7.  Храмушин И.В. Демонстрация применимости законов динамики (совет). Ф/ш., 1984, № 4, с. 50

8.  Плотников Г.Н. Прибор для  демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4, с. 55

9.  Махлай В.Ф. Экспериментальная работа по определению массы тел. Ф/ш., 1986, № 5, с. 63-64

10. Первак Г.И. Определение ускорения тела и проверка второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1986,. № 5, с. 96

11. Котов В.А. Об иллюстрации явления инерции. Ф/ш., 1987, № 4, с.83

12. Кибардин М.А. и др. О демонстрации невесомости и движение ферромагнетика в магнитном поле свободно падающего маятника. Ф/ш., 1993, № 1, с. 37

13. Минасян Д.М. Закон инерции и инерциальные системы отсчёта. 4-95-74

14. Соловьянюк Г.М. Компенсация действий двух тел. Ф/ш., 1977, № 4, с. 28

15. Юдичев А.Г. Изучение второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4, с. 46

16. Шилов В.Ф. Опыты с демонстрационными динамометрами. 7-9 класс. Базовый курс. Газ. Физика, 2000, № 31

ОПИСАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

Внимание! При выполнении демонстрационных опытов соблюдайте правила техники безопасности!

Опыт № 1

Первый закон Ньютона.

Вариант А

Оборудование: прибор для демонстрации взаимодействия  и удара шаров

Один шар помещают у середины шкалы и надевают на него кольцо с разрезом. К шару подводят сжатую пружину- ударник. После взаимодействия шар и ударник расходятся в разные стороны, а кольцо остаётся на месте.

Вариант Б

Покажите, что тело сохраняет состояние покоя или  прямолинейного равномерного движения, если действие на него силы практически равно нулю.

1.  Установите желоб под небольшим углом к поверхности стола. На стол положите кусок сукна или газету, посыпанную песком. Покажите, что шарик , скатившись с желоба пройдёт по поверхности сукна (или по песку) небольшое расстояние.

2.  Повторите опыт, предоставив шарику возможность двигаться по свободной поверхности стола, а затем по листу стекла.

Сделайте вывод.

Опыт № 2

Сравнение масс тел.

Вариант А

Оборудование: рамка с двумя телами неравной массы.

Рамку с двумя шариками неравной массы закрепляют в патроне центробежной машины. Шарики, связанные шнурком, раздвигают и центры их располагают на рав­ных расстояниях от оси вращения. Если теперь прибор привести во вращение, то больший шарик переместится к краю скобы и увлечет за собой меньший. Учащимся предлагают определить, как надо разместить на стержне шарики, чтобы при враще­нии они сохраняли своё положение. Учитывая, что центробежные силы, действующие на оба шарика, при этом условии должны быть равными, получим

                    m1w2r1=m2w2r2    или   m1r1=m2r2.

Таким образом, расстояния шариков от оси вращения должны быть обратно пропорциональны их мас­сам. Придав шарикам приблизительно такое положение, показывают, что даже при значительной скорости вра­щения шарики остаются на месте.