Методы обучения информатике. Общедидактические и частнодидактические методы

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Методы обучения информатике

Кажется почти чудом, что современные
методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность.

А.Энштейн

Методы обучения – категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания обучения. Проблемы классификации, разработки и использования являются актуальными, особенно в методике обучения информатике – одной из самых молодых методических наук.

Метод обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на достижение целей обучения.

 


Общедидактические методы:

1.  Классификация по источнику знаний (по способу передачи информации от преподавателя к ученику):

-  вербальные (словесные) методы, включающие изложение материала преподавателем (лекция, рассказ, беседа, объяснение), а также работу учащихся с книгой

-  наглядные методы (демонстрационные), в которых главную роль играет показ явлений и предметов, а слово используется для направления хода наблюдений и мышления

-  практические методы (выполнение лабораторных работ, практикумы, работа с раздаточным материалом, решение задач и пр.)

2.  Классификация по уровню познавательной активности и самостоятельности обучаемых:

-  объяснительно-иллюстративный

-  репродуктивный

-  проблемное изложение

-  частично-поисковый

-  исследовательский

При этом первые два метода образуют репродуктивную группу, последние два – продуктивную группу, а третий метод является промежуточным.

Частнодидактические методы

Для реализации отдельных аспектов обучения или отдельных его этапов (например, формирование интереса, организация внимания, закрепление знаний, дифференциация обучения) используются частнодидактические методы, решающие эти частные задачи.

Специальные методы обучения конкретной дисциплине

Вначале остановимся на понятии «методы учения». Методы учения подразделяются на научные и учебные.

Научные методы учения – это методы научной деятельности, адекватные мыслительным операциям (наблюдение, опыт, сравнение, анализ, синтез и т.д.), а также методы научного познания. К методам научного познания относятся: философские методы, рассматривающие общие условия движения к истине; общенаучные методы (наблюдение, обобщение, эксперимент, синтез, абстракция, идеализация и т.д.); принципы или методология конкретной науки (принцип теоретической математики – дедуктивный вывод, принцип прикладной математики – метод математического моделирования).

Учебные методы учения – методы учения, которые были специально созданы с целью осуществления эффективного обучения (эвристический метод, метод обучения с помощью моделей).

 


Будем считать, что специальные методы обучения наиболее ярко отражают суть конкретной предметной области (математики, физики, информатики и т.п.) и не применяются ни в какой другой предметной области. В специальные методы обучения следует включить учебные методы учения, выделенные из методологии конкретной научной дисциплины, а также некоторые научные методы учения.

К специальным методам обучения информатике относятся вычислительный эксперимент и программирование, так как вычислительный эксперимент является методологией науки информатики, а программирование отражает метод познания, используемый в информатике.

Метод демонстрационных примеров

Метод демонстрационных примеров может применяться при изучении различных разделов школьной информатики. Рассмотрим, как можно использовать метод демонстрационных примеров при обучении программированию. Для обучения программированию можно предложить несколько типов демонстрационных примеров:

·  примеры, иллюстрирующие определенные аспекты синтаксиса и семантики изучаемого языка программирования. Таким образом, сведения о синтаксисе и семантике языка программирования школьники извлекают непосредственно из демонстрационных примеров, содержащих подробные комментарии. В случае необходимости они могут обратиться к учебным пособиям или к преподавателю за консультацией;

·  примеры, демонстрирующие реализацию классических алгоритмов (поиск, сортировка и т.д.) – дидактические алгоритмические единицы, которые представляют собой функционально завершенные реализации тех или иных наиболее часто используемых алгоритмических процедур;

·  примеры, демонстрирующие реализацию структур данных с помощью изучаемого языка программирования

·  примеры, демонстрирующие реализацию объектов в изучаемом языке программирования (ООП-примеры).

Опишем технологию использования метода демонстрационных примеров.

Вначале преподаватель разрабатывает для каждой лабораторной работы методические указания, содержащие:

1)  гипертекст с кратким изложением теории (понятий, алгоритмов), необходимой при выполнении заданий;

2)  демонстрационные примеры для обучения программированию;

3)  задания для самостоятельного выполнения, которые варьируются по типу и сложности: одни служат для закрепления теории, в других учащиеся могут использовать модификацию демонстрационных примеров из текста лабораторной работы.

Похожие материалы

Информация о работе