Методические материалы к педагогической практике студентов как помощников классного руководителя 5-6 классов

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Методические материалы к педагогической практике студентов 4 курса ИМФиИТ

Рекомендации к педагогической практике

Уважаемые студенты, в ходе педпрактики Вы являетесь помощниками классного руководителя (5-6 классов).

Надеемся, что Ваше взаимодействие окажется взаимно-полезным, т.е. Вы сможете научиться многому у педагога, а он найдёт в Вашем лице молодого, энергичного помощника.

Для этого Вам необходимо:

а) с самого начала практики познакомиться с руководителем класса, за которым Вы будете закреплены, передать ему обращение (см. приложение 1).

б) проявить свою готовность и интерес к работе с классом;

в) попросить познакомить Вас с планом воспитательной работы;

г) договориться, на каких мероприятиях Вы первое время просто присутствуете (классный час, индивидуальные беседы с учащимися, родительское собрание – в соответствии с планом классного руководителя), а какие мероприятия (коллективные творческие дела) организуете и проводите (самостоятельно или вместе с классным руководителем);

д) внимательно прислушиваться к советам и замечаниям педагога.

В течение первых двух недель Вам надо сообщить на кафедру педагогики для Шединой Светланы Васильевны расписание уроков и предполагаемые даты проведения Вами воспитательных мероприятий.

Все возникающие у Вас мысли, идеи сомнения, предложения фиксируйте, не надеясь на то, что все запомните. Они будут очень интересны и полезны не только Вам, но и нам – преподавателям, а также студентам, которым практика предстоит в будущем. 

ЗАДАНИЯ

1.  Первая неделя – «пассивная» практика: присутствие на различных мероприятиях, проводимых классным руководителем с учащимися и родителями, на разных уроках  в «вашем» классе. Это время – для знакомства с классом и с системой работы классного руководителя.

В ходе наблюдения за работой разных учителей выявить, описать и проанализировать педагогические ситуации (не менее 2-х). Схему анализа см. в приложении 2.

Особое внимание уделить конфликтным ситуациям.

2.  Последующие недели – «активная» практика. Вам необходимо в соответствии с планом работы классного руководителя (или по своей инициативе) организовать и провести коллективное творческое дело в классе (или подготовить класс к участию в общественном творческом деле, если такое будет проводиться в период Вашей практики). Схема подготовки КТД – приложение 3.

3.  Осуществить педагогический анализ КТД (см. приложение 4).

4.  Подготовить видеоролик или слайд-фильм об учителе школы.

5.  Если в школе Вы не единственный практикант, то Вам необходимо посетить друг у друга проводимые Вами дела и затем совместно проанализировать их (см. приложение 4).

ОТЧЁТНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

По итогам практики Вам необходимо в течение недели сдать на кафедру педагогики (ауд. 235 главного корпуса) следующие отчётные документы:

1.  Характеристику классного руководителя, в которой должны быть отмечены:

- поручения классного руководителя, выполнявшиеся Вами;

- дела и события класса, в организации и проведении которых вы принимали участие;

- Ваша активность и инициативность;

- Ваши успехи и трудности в роли помощника классного руководителя;

- оценка («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

2. Педагогический анализ ситуаций.

3. Педагогический анализ КТД с фото-видеофрагментами.

4. Результаты выполнения исследовательского задания.

5. Педагогический анализ практики (см. приложение 5).

День консультаций: ВТОРНИК с 13 до 14 часов.

Место – кафедра педагогики – 233-235 ауд. корп. 1.

Контактный телефон 42-06-55 (кафедра педагогики).

Желаем успехов, творческого поиска и педагогических находок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Обращение к классному руководителю

Уважаемый __________________________________!

В Вашу школу на педагогическую практику направлен студент 4-го курса ИМФиИТ Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

Одно из направлений практики – работа в качестве помощника классного руководителя.

Убедительно просим Вас оказать поддержку и помощь ___________________

в установлении контакта с классом, в выполнении заданий практики, в освоении трудовой роли классного руководителя.

Надеемся, что общение и взаимодействие с практикантом будет и для Вас интересным!

Если Вы сочтёте необходимым высказать свои соображения о том, каким аспектам профессиональной подготовки студентов нам следует уделять больше внимания, мы будем искренне Вам признательны.

С уважением, преподаватель педагогики С.В. Шедина

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерная схема анализа педагогической ситуации

  1. Описание ситуации (её участники, развитие ситуации, наблюдаемое вами);
  2. Причины ситуации (реальные или предполагаемые вами; явные и скрытые);
  3. Характер действий участников ситуации (чем обусловлен);
  4. Преобразование ситуации в педагогическую задачу (определение того, как она может повлиять на личностное развитие ребёнка);
  5. Педагогические действия по решению задачи (реально предпринятые учителем или предполагаемые вами);
  6. Возможные последствия педагогических действий (реальных или предполагаемых).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Схема подготовки КТД

  1. Коллективное планирование (выбор вместе с детьми общего творческого дела; совместное определение его цели; места в жизнедеятельности класса, школы).
  2. Коллективная подготовка (выбор совета дела для его подготовки; разработка советом дела его сценария; распределение между членами совета дела ответственности за фрагменты предстоящего дела; привлечение к подготовке остальных учащихся).
  3. Реализация дела.
  4. Коллективная рефлексия  (Что удалось? Благодаря чему? Кому следует сказать «Спасибо?» Что не удалось? Каковы причины неудачи? Что учесть на будущее? Что каждому дало участие в этом деле?)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Педагогический анализ КТД

  1. Как осуществлены все этапы подготовки дела.
  2. Что в ходе реализации этапов КТД оказалось наиболее педагогически значимым, успешным?
  3. Какие трудности в ходе названных этапов приходилось преодолевать?
  4. Какие личностные, индивидуальные проявления удалось заметить в детях?
  5. Какие из Ваших личностных, профессиональных качеств, способностей и пр. Помогали Вам, а какие затрудняли руководство подготовкой и проведением КТД?
  6. Размышления, сомнения по поводу…

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Анализ педагогической практики

  1. В каком классе проходила практика;
  2. Какие цели для себя поставлены (что узнать, чему научиться и т.д.);
  3. Какие из целей достигнуты, благодаря чему;
  4. Какие из целей не достигнуты, что помешало их достижению;
  5. Что из сделанного в ходе практики считаете удачным, успешным;
  6. Что пока не удалось;
  7. Какие знания по педагогике вам пригодились;
  8. Дефицит каких знаний, умений обнаружился в ходе практики;
  9. Что бы вы изменили в себе, своей деятельности в ходе практики 5-го курса;

Другое  (важное по вашему усмотрению

Похожие материалы

Информация о работе