Методика формирования основ физических знаний

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Методика формирования основ физических знаний.

1. Основные структурные элементы системы научных знаний.

Обучение физике является ознакомление учащихся с основами физических знаний.

Система научных знаний:

1.  Научные факты (броуновское движение, опыт Эрстеда и др)

2.  Исторические сведения, история развития идей (о строении материи, понятие молекулы)

3.  Физические понятия (инерция, атом, сопротивление, фотон, скорость и др)

4.  Физические законы (з-н Ньютона, Кулона, Галилея, Ома)

5.  Физические теории (МКТ, мех классическая, квантовая, ТО)

6.  Физические принципы (независимости движений, принцип независимости действия сил, принцип суперпозиции)

7.  Практические приложения (приборы, технологические процессы, установки).

2. Основные приемы изучения нового учебного материала по физике.

В практике физики сложилось большое количество различных приемов изучения нового материала. Главными из них являются:

- приемы устного изложения учебного материала (рассказ, беседа, лк, объяснение)

- логико-поисковые и проблемно-поисковые задания учащимся. В сильных по составу классах и при углубленном обучении физике.

- работа с учебником

- эвристические фронтальные работы (законы параллельного и послед соединения)

- кино- видео- компьютерные уроки.

3.  Способы объяснения нового учебного материала.

Из всех приемов устного изложения на уроках физики наиболее часто применяется объяснение.

Широкое использование этого приема определяется характером физической науки и уровнем её развития. Физика имеет большой арсенал хорошо разработанных физических теорий, законов, принципов. Каждое из этих положений может объяснить определенный круг физических явлений.

Поэтому физик не имеет права ограничиваться описанием явления, процесса – необходимо объяснить его, выявить определенный круг выявить закономерности.

Физика обладает объяснительной функцией в отличие от географии (описывает).

В методике изучения материала доминирующим уроком является урок объяснения.

Все приемы объяснения делятся на две большие группы (путем логического доказательства и без логического доказательства).

Логические приемы:

1) Индуктивный прием. В основе лежит индукция – вид умозаключения, основанный на анализе, сравнении, частном проявлении.

Структура:

- наблюдение опыта

- фиксирование его результатов (качественного или количественного)

- анализ результатов

- построение индуктивного вывода (это формирование понятий всех физических величин, ознакомление с частными физическими законами и др)

2) Дедуктивные приемы. Их три вида:

а. Дедуктивное выведение следствий

б. Теоретическое пояснение экспериментальных фактов

в. Предсказание новых явлений

Дедуктивные приемы предлагают наличие обобщенных законов в форме принципа, закона, теорий.

Структура

- построение моделей изучаемого объекта, явления, процесса

- теоретический анализ её

- вывод нового дедуктивного умозаключения ( в форме предсказания, следствия)

- проверка его экспериментом.

Пример дедуктивного изложения – выяснение причины возникновения архимедовой силы

Общие знания: з-н Паскаля, зависимость давления от уровня.

3) По аналогии.

Структура:

-  Построение модели получаемого объекта.

-  Теоретический анализ её (для установления сходства с ранее изученной и неизвестной моделью);

-  Перенос свойств ранее изученного объекта на исследуемый.

-  Формулировка вывода по аналогии проверка опыта (з-н Кулона, колеб контур);

Вывод: развивается теоретическое мышление, учащиеся осознают эвристическую ценность полученных знаний.

Приемы без логического доказательства

4) Информационно-иллюстративный.

Структура:

-  Сообщается факт (явление, процесс, закономерность).

-  Иллюстрируется опытом, поясняется аналогией, положением теории, примером.

Так изучаются все фундаментальные законы, теории. Этот прием позволяет быстро познакомить с материалом.

5) Догматический прием.

Существует учебный материал, который не подтверждается опытом, теорией. Например: исторические открытия, описание опытов, установок.

Похожие материалы

Информация о работе