Изучение школьных осциллографов (Лабораторная работа № 4(б)), страница 2

Внешний вид ЭОШ и ОМШ:

Рис.1

Основными узлами обоих приборов являются электронно-лучевая трубка, входной делитель напряжения, усилитель сигнала, подаваемого на вертикально отклоняющие пластины, генератор развертки, усилитель сигнала, подаваемого на горизонтально отклоняющие пластины, устройство синхронизации и блок питания.

1-стеклянная колба;

2-цилиндр. катод;

3-цилиндр;4,5- аноды;

6,7-пластины; 8-анод.

Практические задания.

Задание 1. Изучение устройства и правил работы с осциллографами ОЭШ и ОМШ.

1.Ознакомьтесь с принципиальными схемами приборов. Укажите на них основные узлы, перечисленные во введении.

2.Ознакомьтесь с расположением и назначением органов управления.

3.Определите порядок подключения прибора к сети, расположение предохранителей.

4.Включите прибор в сеть и, используя соответствующие ручки управления, получите в центре экрана светящуюся точку.

5.Проверьте действие регуляторов яркости, фокуса, положения луча по вертикали и горизонтали.

6.Включите генератор развертки и убедитесь в возможности изменения частоты развертки: а) плавно;

б) скачкообразно.

Задание 2. Изучение технических характеристик осциллографов ОЭШ и ОМШ.

1.Определите значения сетевых напряжений, на работу с которыми рассчитаны приборы.

2.Определите диапазоны рабочих частот генераторов развертки.

3.Определите граничные значения частот полосы пропускания усилителей вертикального и горизонтального каналов отклонения луча.

4.Определите значение входного сопротивления усилителей.

5.Определите коэффициент отклонения луча вертикальным и горизонтальным каналами.

Задание 3. Наблюдение осциллограмм синусоидального и пилообразного напряжений.

1.Подготовьте осциллограф ЭОШ к работе.

2.С гнезда “контрольный сигнал” подайте напряжение на вход канала вертикального отклонения луча.

3.Ручками, регулирующими размер изображения, отрегулируйте изображение синусоиды так, чтобы она занимала не менее 2/3 экрана по высоте и 3/4 по ширине.

4.Ручками, регулирующими качество синхронизации, добейтесь, чтобы изображение было неподвижным.

5.Ручками, регулирующими частоту развертки, установите такую частоту, при которой на экране наблюдался бы сначала один период сигнала, а затем десять. Обратите внимание на то, в какую сторону необходимо менять частоту развертки, чтобы увеличить число наблюдаемых на экране колебаний.

6.Установите, как влияет положение ручки “амплитуда синхронизации” на количество наблюдаемых колебаний.

7.Установите влияние вида синхронизации на устойчивость изображения на экране. Для этого вначале применяют внутреннюю синхронизацию, затем от сети, а потом внешним сигналом. В качестве источника внешнего сигнала используют звуковой генератор.

8.Повторите действия указанные в п.2.7, подавая на вход канала вертикального отклонения напряжение с выхода генератора развертки осциллографа ОМШ. Для получения этого напряжения на задней панели осциллографа имеется гнездо, помеченное знаком «       ».

Задание 4. Применение осциллографа для определения частоты периодического сигнала методом фигур Лиссажу. В задании определяют частоту контрольного сигнала осциллографа.

     1.Подготовьте осциллограф и звуковой генератор к работе.

2.Отключите генератор развертки осциллографа.

3.Подайте на вход канала вертикального отклонения контрольный сигнал и установите размер его изображения в 2/3 от высоты экрана.

4.Подайте на вход канала  горизонтального отклонения сигнал от звукового генератора и отрегулируйте его величину так, чтобы изображение занимало 2/3 экрана по ширине.

5.Меняя частоту генератора, получите на экране устойчивое изображение одной из фигур Лиссажу.

6.Зная значение частоты генератора, которой соответствует полученная фигура, и подсчитав число пересечений полученной фигуры с горизонтальной и вертикальной осью вычислите значение частоты контрольного сигнала.

Задание 5. Воздействие магнитных и электрических полей на движущиеся заряды.

Оборудование: осциллограф, мех или суконка, плоский магнит и кольцевой магнит от динамика (чем больше, тем лучше).

С помощью осциллографа легко показать действие электростатических и магнитных полей на движущиеся заряды. Получив на экране горизонтальную развёртку, потираем, экран под или над линией развёртки мехом и видим, что линия развёртки изгибается. Почему?