Диагностика основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса

Страницы работы

Содержание работы

«Диагностика основ информационной культуры

у детей старшего дошкольного возраста в условиях КИК»

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР ДС№ 58   

Борисенко Л.И.

Информационное общество – это реальность наших дней. От того, как наши дети будут подготовлены к новым информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личностная удовлетворённость своим местом в обществе и творческая активность в профессиональной деятельности.

И поэтому сегодня уже никто не сомневается, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образования является могучим фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, а значит приобщение его к миру информационной культуры.  

Как в детском саду организовать информационную среду, соответствующую требованиям времени?

Двадцать лет назад по инициативе руководителя дошкольного учреждения Москвиной Людмилы Александровны было приобретено оборудование для создания компьютерно-игрового комплекса.  

В монтаже и установке компьютерного класса участвовали инженеры-электронщики  из города Москвы и аспирант, автор многих компьютерных программ Петку Г.П. В апреле 1990 года начались первые пробные занятия под руководством методиста Фёдоровой Н.Б. И с тех пор добрый друг детей Микроша (так ласково дети называют компьютер),  ежедневно встречает малышей.

               В 1992 году под руководством кандидата психологических наук, доцента факультета психологии МГУ Белавиной И.Г. на базе нашего компьютерно - игрового комплекса была разработана методика диагностики, оценки влияния компьютера на психическое развитие ребёнка. Эта методика успешно используется педагогами КИК и сейчас, спустя 20 лет. Она позволяет собрать первичную информацию о ребёнке и выстроить его «психологический портрет». Результаты наблюдений за особенностями поведения и деятельностью ребёнка на занятии педагоги фиксируют в мнемонических картах.

Что же представляет из себя мнемокарта?

Это карта, включающая в себя семь параметров (в первоначальном варианте их было 11), характеризующих поведение ребёнка в процессе конкретной деятельности:

- темп работы (быстрый, средний, медленный);

- объём работы (полностью, частично);

- включённость в деятельность (полная, частичная, слабая);

- самостоятельность деятельности (самостоятельно, с другими детьми, с взрослым) и другие.

В инструкции к методике указано, что она может быть использована не профессиональным психологом, т.е. педагогом или практическим психологом только для сбора первичных данных и их внешней (педагогической) интерпретации. Более углублённый анализ качества формирования интеллектуальной и операционной деятельности ребёнка может проводить только профессиональный психолог. Поэтому часть параметров, требующих интерпретации педагога-психолога, специалисты компьютерного класса исключили из мнемокарты.

Некоторые параметры, такие, как «самостоятельность», «речь» достаточно просто выделяются и не требуют особых пояснений.  

«Темп работы» имеет 3 разновидности: быстрый, средний и медленный. Их мнемонические обозначения также просты:  «ракета» (быстрый), «велосипед» (средний) и «черепаха» (медленный).

«Работоспособность» - имеет три разновидности: «активная интеллектуальная деятельность», «активная двигательная активность» и «усталость». Первые два параметра не требуют пояснения. Их мнемоническое обозначение также общеупотребительное (IQ – обозначают интеллект). Под «усталостью» в данной методике понимаются такие проявления, как зевота, или когда ребенок ложится на стол.

«Включённость в деятельность» - это, в основном, параметры, описывающие сосредоточенность и внимательность ребёнка. Фиксируются три уровня сосредоточенности – внимания. Высший уровень, т.е. полная сосредоточенность (мнемоника « »), средний уровень сосредоточенности, когда ребёнок на короткое время отвлекается, но вновь возвращается к деятельности (мнемоника «   »), и низкий уровень сосредоточенности, когда ребёнок без внешнего воздействия со стороны педагога не возвращается к деятельности (мнемоника « »). Мы должны понимать, что имеются психофизиологические особенности темпа деятельности,  одни дети медлительные, другие быстрые, поэтому важно, чтобы наше воздействие на ребёнка по частоте соответствовало его внутреннему ритму деятельности.

 «Увлечённость деятельностью» имеет три уровня.

Высший уровень характеризуется стойким, устойчивым интересом ребёнка, неугасающим в течение всего периода этой деятельности. (Мнемоника “   “). Средний уровень характеризуется заинтересованностью, которая не столь глубока и стойка как интерес. Это проявляется в частых отвлечениях ребёнка, который, однако, возвращается к деятельности и доводит её до конца без волевого воздействия педагога. Мнемоника среднего уровня  “ “. Слабая заинтересованность – третий низший уровень характеризуется частыми отвлечениями ребёнка, нежеланием включаться в деятельность, постоянными переходами к другим видам деятельностей, связанных с отвлечением, например, какие-то двигательные действия, игра в посторонние предметы, утрата внимания к тому, что происходит на занятии. Мнемоническое обозначение “ “, напоминающее хаотичное движение.  

В 2001 году педагогический коллектив компьютерного класса, реализуя одно из годовых направлений дошкольного учреждения, добавил в мнемокарту ещё один параметр: виды оказываемой педагогом помощи – обучающая, направляющая, эмоциональная, что, безусловно, дополняет «психологический портрет» ребёнка.

Карта заполняется педагогом КИК на каждого ребёнка на каждом занятии на этапе  освоения программы и взаимодействия ребёнка с компьютером.

Во время наблюдения педагог фиксирует особенности поведения ребёнка

с помощью принятых значков. Карта заполняется по вертикали с указанием даты и названия темы. Каждый столбик соответствует одному занятию. По горизонтали складывается период, в течение которого ведется диагностика.  

Диагностика ведется на протяжении всего учебного года. Такое постоянное наблюдение позволяет проследить динамику психических изменений, происходящих в интеллектуальной и личностной сфере. Три раза в течение учебного года делаем диагностические срезы, что позволяет педагогу создать банк первичных данных о ребёнке.

Немаловажной является и педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка. Два раза в год педагоги компьютерного класса делают срезы уровня усвоения детьми компьютерных программ.

Уровень усвоения компьютерных программ оценивается у детей общеразвивающих групп по трёх уровневой системе – высокий, средний, низкий, а у детей с ограниченными возможностями здоровья по четырёхуровневой  системе – недопустимый, критический, достаточный, оптимальный. Педагоги определяют компетенции, которые должны быть сформированы у ребёнка и по разработанным критериям определяют уровень усвоения компьютерных программ.

Результаты педагогической диагностики обсуждаются на групповых консилиумах, на педагогических советах, что способствует взаимодействию специалистов компьютерного класса с педагогами групп и специалистами дошкольного учреждения.

Таким образом, педагогическая диагностика помогает выстроить образовательный процесс в условиях КИК наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и с точки зрения  формирования у него основ информационной культуры.

Похожие материалы

Информация о работе