Экспериментальная психология и её задачи. Виды психологического исследования. Классификация исследования. Метод, методология и методика

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

Экспериментальная психология- это система методов и методик реализованное в конкретных исследованиях.

Задачи:

1.Формулирование метода логических и теоретических основ исследования в психологии. 2. Разработка экспериментальных планов и экспериментальных процедур. 3 Поиск методов, анализа, интерпретации и проверки результата психологического исследования. 4. Оценка эффективности экспериментальных процедур. 5. Разработка этических принципов психологического исследования.

6. Разработка правил представления результатов психологического исследования.

Виды психологического исследования

1.Теоретический - получение обобщенных знаний о каком-либо психологическом явлении, базирующегося на имеющихся факторах, работа совершается в уме. 2. Эмпирический – получение фактического материала, проводится для проверки теоретических построений, знаний, взаимодействует с человеком. 3. Прикладной – направлен на получение практического эффекта в конкретной ситуации жизнедеятельности человека.

Этапы исследования:

1.Выдвежение гипотезы 2. Планирование исследования 3.Проведение исследования 4. Обработка данных 5. Подтверждение или опровержение гипотезы. 6. В случае опровержения, выдвигается новая гипотеза.

Классификация исследования.

ПО ХАРАКТЕРУ: 1.фундаментальное познание реальности без учета практического эффекта от примечания. 2. Прикладные для получения знаний исследования, для решения для конкретной практической задачи.3. монодисциплинарные ( в рамках одной науки). 4. Междисциплинарные (на стыке 2-х наук). 5.аналитические – направлены на выявление 1го существенного аспекта реальности. 6. Комплексные – для максимального охвата параметров реальности.

ПО ЦЕЛИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ: 1.поисковая- попытка решения проблемы которую ставили или не решали подобным образом. 2.Критическая – проводятся в целях опровержения существующей теории/гипотезы или проверки того какая из 2-х гипотез точнее прогнозирует реальность.3.Уточняющая – установление границ в пределах которых теория предсказывает факты и закономерности. 4.Воспроизводящие – точное повторение экспериментальных предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Гипотеза -  научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опроверженно.

Классификация гипотезы по Дружинину:

ПО СОДЕРЖАНИЮ: о наличии явления, связи между явлениями, о причинной связи между явлениями.

Классификация по Готтсданкеру:

1.Контр гипотеза- альтернативная к основному предположению. 2. 3-я конкурирующая – гипотеза об отсутсвии влияния не зависимой переменной на зависимую. 3. О максимальной/минимальной величине – предположение при каком уровне не зависимой переменной зависимая переменная принимает максимальное и минимальное значение. 4.О абсолютных и пропорциональных отношениях – предпологает о характере постоянного изменения зависимой переменной  с постоянным изменением не зависимой. 5.С одним отличием-  предположение об отличии между первой независимой переменной и первой зависимой переменной.

ЛЕКЦИЯ 2

Метод- способ познания какой-либо реальности. Методология- учение о методе. Методика – система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, для получения истинного результата.

Главные принципы методологии:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ: 1. Принцип детерминизма (экспериментальная психология исходит из того, что поведение че-ка явл. следствием каких-то причин) 2.Принцип объективности (объект познания не зависит от субъекта) 3.Принцип фальцифицируемости (наличие возможности опровержения любой теории претендующей на научность). СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ:  

Принцип единства физиологического и психического (НС обеспечивает возникновение и протекание психических процессов) 2.Принцип единства создания деятельности. 3.Принцип развития ( психика субъекта- результат продолжительного развития в онтогенезе и филогенезе)

Методы исследования психологии по Ананьеву.

1.Организационные (сравнительный, лангитюдный, количественный). 2.Имперические (наблюдение, самонаблюдение, психодиагностические методы: социометрия, вербально-куминикативные( беседа, опрос), биографические методы, методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности, экспериментальные методы: (лабораторный, формирующий, естественный), метод моделирования). 3.Методы обработки эмпирических данных ( методы мат статистики, методы качественной обработки) 4.Интерпритационные методы( продольные и поперечные срезы).

Наблюдение- целенаправленное организованное восприятие психических явлений с целью изучения в определенных условиях.

Похожие материалы

Информация о работе