Понятие способностей. Виды способностей. Индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями. Соотношение понятий, талант, гениальность, одаренность. Характеристика типов темперамента. Темперамент и его свойства. Общее и различие в лечении неврозов Фрейда и Адлера

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1.Понятие способностей. Виды способностей.

Способность- это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условиями её успешного выполнения

Виды способностей:

ПРИРОДНЫЕ, которые формируются на базе врожденных задатков, при наличии элементарного жизненного опыта через механизм научения типа условно- рефлекторных связей.

СПЕЦЕФИЧЕСКИЕ, которые обеспечивают различие и формирование в социальной среде.

2.Индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями.

-Психомоторная организация личности- это способности психической регуляции движений, они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений.

-Сенсорная организация личности- это свойственный человеку уровень развития чувствительности различных анализаторов.

-Перцептивная организация личности- это индивидуальные особенности восприятия

(аналитический или синтетический) Люди с аналитическим типом способны выделять детали, подробности. Люди с синтетическим типом обобщенно воспринимают предмет и явление.

-Мнемическая организация личности- преимущественное развитие отдельных видов и качеств памяти.

-Интеллектуальная организация личности – индивидуальные особенности мышления; последовательность и доказательность мышления; способность к фактическому обобщению; способность к существенному установлению явлений; способность отказатся от шаблонов мышления.

-Эмоциональная сфера личности –это эмоциональная реактивность, степень влияния эмоций на др. психические процессы, стенический или астенический характер эмоций это и определяет тип эмоциональной направленности личности.

-Волевая сфера личности – характеризуется такими свойствами как: сила воли, способность к волевым усилиям, самостоятельность, решительность.

3.Соотношение понятий, талант, гениальность, одаренность

Талант- высокая способность к конкретному виду деятельности

Гениальность- высший уровень способностей воплощенных в эпохально значимых свершений.

Одаренность- общая предрасположенность к определенной сфере деятельности.

4.Задатки и способности и их соотношение.

Задатки-  это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми и составляют природную основу развития способностей.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей, однако не гарантирует их развитие. Задатки это одно из условий формирования способностей.

5.Программа изучения личности.

Программа изучения личности производится по плану:

1)  Общие сведения об индивиде и его семье (ФИО, дата рождения, состав семьи, культурный уровень, состояние здоровья итд)

2)  Направленность личности (потребности, интересы, деятельность, моральные качества, уровень права сознания, самооценка, уровень притязаний, природные задатки и способности).

3)  Особенности познавательной сферы (общий уровень интеллекта, характеристика всех познавательных процессов, речь (правильность речи, умение её выразить устно и письменно), словарный запас.

4)  Общественная трудовая деятельность (отношение к труду, профессиональные навыки, умение работать в коллективе)

5)  Межличностные взаимоотношения  (круг общения, статус, степень общения с разными категориями лиц, отношение к мнению других).

6)  Особенности темперамента и характера

7)  Выводы ( даем рекомендации по корректировке поведения и анализируем наиболее характерные черты личности, которые необходимо учитывать в индивидуальном подходе.)

6.Характер. Соотношение понятий характер и темперамент.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающихся и проявляющихся ы деятельности и общении обуславливая типичные для человека способы поведения.

Соотношение понятий характер и темперамент:

1)  Отождествление характера и темперамента (Кречмер и Ружицкий)

2)   Противопоставление характера и темперамента (Викторов и Верениус)

3)  Признание темперамента элементом характера, его ядром, не измененной частью (Городецкий и Рубинштейн)

4)  Признание темперамента природной основой характера (Выгодский и Ананьев).

7. Учения о характере. Характерология.

Характерология – отрасль психологии личности, предметом которой является характер.

Учение о характере — характерология имеет длинную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов ххарактера и их определения по его проявлениям  с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Характерология:

1)  Гороскопы- объяснение характера человека датой его рождения.

2)  Имя- объяснение характера человека выбором имени.

3)  Учение о физиогномике- это учение между внешним обликом человека и его предметностью к определенному типу личности.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
125 Kb
Скачали:
0