Методика исследования темперамента. Опросник EP (Айзенка). Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

Методика исследования темперамента. Опросник EP (Айзенка)

Цель:  определить уровень экстраверсии-интроверсии и нейротизма эмоциональной стабильности. Методика направленена на выявление индивидуально-психологической личности: а) экстраверсия- направленность личности на внешний мир б) интоверсия- напвленность личности на внутренний мир в) нейротизм- эмоциональная подвижность г) эмоциональная стабильность. Тест состоит из 57 вопросов.

Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Описание теста: В качестве стимульного материала используются картинки, эти рисунки однообразны по характеру, употребляются для того чтобы получить от субъекта  сравнительно простые и не зависимые ответы, ограниченные как по длине так и содержанию. Материал текста состоит из 24 рисунков, в которых персонаж попадает во фрустрирующую ситуацию. На каждом рисунке лева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрацию, персонаж справа имеет над собой пустой квадрат в который испытуемый должен вписать свой ответ. Черты и мимика  персонажей устранена из рисунка, чтобы способствовать идентификации.

Ситуации представлены в тесте можно разделить на 2 основные группы: 1) Ситуация препятствия «Я»( Эго блокинговые  ситуации). В этих ситуация какие-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают с толку, т.е любым прямым способом фрустрируют субъекта. 16 ситуаций этого типа 2) Ситуация препятствия «Сверх я»( Супер эго блокинговые ) Субъект при этом служит объектом обвинения, его призывают к ответственности, чем обвиняют др люди.

Обработка и анализ результатов. Обработка проводится в 3 этапа: первичная обработка протокола; Подсчет диагностических показателей; Психологическая интерпретация.

Первичная обработка: каждый ответ оценивается по 2м критериям: по направлению реакции и по типу реакции.

По направлению реакции: 1) Экстрапунитивные (Е)- реакция направлена на живое или не живое окружение. Осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешение ситуации требуется от др лица.

2) Интнопунитивные(I)- реакция направлена на самого себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации. Фрустрирующая  ситуации не подлежит обсуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благополучную для себя. 3) Импунитивные(М) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто не значительное им же как не избежное, преодалимое со временем. Обвинение себя или окружающих отсутствует.

По типу реакции: 1) Препятственно- динамическое(ОД)- тип реакции с фиксацией на фрустрации. Препятствие вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, не зависимо от того расцениваются они как благоприятные, не благоприятные, незначительные. 2)Самозащитные(ЕД)- выражаются в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины. Укланение от упрека, т.е все реакции направлены на защиту своего «я». 3) Необходимо- упорствующие(NP) – тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей (ситуации обязательно должна быть разрешена либо с помощью др, либо самостоятельно, либо сама по себе со временем.)

В начале определяется направление реакции, а затем тип реакции. За основу подсчета принимается значение слов субъекта. Далее вычисляется коэффициент групповой комформности(GCR). Иначе говоря, определяется мера адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Интерпретация результатов:

1этап: Изучение GC, уровня социальной адаптации испытуемого2этап: Оцениваются полученные результаты в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования.

Методика исследования самоотношения(МИС) С.Р.Пантелеев.

Методика разработана в 1989г, содержит 110 утверждений, которые оцениваются по 9 шкалам. Предназначена для углубленного изучения сферы самосознания личности: динамики самосознания, специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение понимается как сложная эмоционально-оценочная система.

16 факторный личностный опросник Р.Кеттела.(16FF)

Был опубликован в 1950г. Предназначен для измерения 16 личностных факторов. Существует 2 эквивалентных форм опросника по 187 в каждой. Предназначен для обследования взрослых с образованием не ниже 8-9 классов. Кеттел выделил 16 биполярных факторов. Форма С и D сокращенные по 105 заданий с низким уровнем образования. Форма Е для малой граммы, для людей которые умеют плохо писать или читать.

С.Розенцвейг фрустрация- имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодалимое препятствие на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Н.Д. Левитов фрустрация- это состояние че-ка, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведений.

Розенцвейг выделил 3 уровня психологической защиты организма: 1) Клеточный – защита организма от инфекционных воздействий. 2) Автономный- обеспечивает защиту организма в целом против физический воздействий. 3) Высший кортикальный- защита личности против психологической агрессии.

Розенцвейг различал 2 вида фрустраций: 1) ПЕРВИЧНАЯ- она образуется в случае если субъект лишен возможности удовлетворить свои потребности. 2) ВТОРИЧНАЯ- характеризуется наличием препятствий  на пути к удовлетворению потребности.

Типы фрустраторов: 1)ЛИШЕНИЕ, т.е отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Лешения бывают: внешние и внутренние. 2) ПОТЕРИ. Бывают ВНУТРЕННИЕ-потери идут из внутри. ВНЕШНИЕ- че-к теряет что-то из внешнего мира  3) КОНФЛИКТ, внешний и внутренний.

Виды фрустрационного поведения:

 а) Двигательное или эмоциональное возбуждение

б) апатия- воздействие

в) агрессия

г) стереотипия- тенденции к слепому повторению фиксированного поведения

д) регрессия- «примитивизация» поведения

Похожие материалы

Информация о работе