Интерпретация рисунка "Моя семья" (автор рисунка - ребенок 6 лет)

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

‘’Национальный Техничный Университет’’

‘’Харьковский Политехнический Институт’’

Кафедра: Педагогики и психологии управления социальными системами

Отчёт

По практической работе №3

Тема: «Моя семья»

                                                 Выполнила: студентка гр. ИФ10-а

                                         Геращенко А.В.

                                Проверил:

                                                       Доцент кафедры, к.пед.н

                                                                           Подбуцкая Н.В

   Харьков 2012

Введение

Состав семьи, исследуемый мной, составляет 3 человека.

Ребенок – 6 лет, учиться в подготовительной школе № 1.

Мать – 29 лет, подборщица брошюр.

Отец – 33 года, электрик.

  Интерпретация результатов

Протокол:

а) Последовательность рисования деталей:

  - голова

  - глаза

  - рот

  - волосы

  - уши

  - шея

  - туловище

  - руки

   - ноги

б) Паузы более 15 секунд:

  Таких пауз в ходе рисования обнаружено не было.

в) Стирание деталей:

   Стираний в ходе рисования обнаружено не было.

г) Спонтанные комментарии ребенка:

  - Волосы как у чучела;

  - Папа был без волос, потому что он у нас лысый, но потом решила сделать папе  «ежик».

д) Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием:

    Эмоциональная реакция у ребенка во время рисования прослеживалась позитивная, особенно когда рисовала лысого папу.

Вопросы, для получения более точной информации:

1.Скажи, кто тут нарисован?

   - Мама, Лиза, Папа

2.  Где они находятся?

  - На поле

 3. Что они делают? Кто это придумал?

    - Валяются в траве, сделали себе отпускные. Лиза Михайлова.

 4. Им весело или скучно? Почему?

   - Весело. Потому что они веселые и заботливые.

 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    - Мама, Лиза, папа. Потому что самые красивые.

 6. Кто из них самый несчастный? Почему?

   - Никто

 6 ситуаций, которые направлены на выявление негативных и положительных чувств к членам семьи:

1.Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвала с собой?

  - Маму и Киру (подружка)

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться  дома. Кто он?

   - Мама

3.Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?

  - Маму

4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

  - Папа

5. Представь себе, что ты попала на необитаемый остров. С кем бы ты хотела там жить?

 -  Мамой, папой, кумой, друзьями, бабушками, дедушками.

6. Ты получила в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

  - Кума.

 Интерпретация рисунка

1.Анализ структуры рисунка

Нарисована полная семья (мама, папа, ребенок)- это свидетельствует об эмоциональном благополучии в семье. Так же это говорит о нормальном интеллекте ребенка.

На рисунке присутствует концентрация, направленная на рисование самого себя (декорирование одежды) - это говорит о несформированном чувстве общности, эгоцентричности, истероидных чертах характера.

На рисунке члены семьи расположены на небольшом расстоянии друг от друга, что говорит о низком уровне эмоционых связей.

2.Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи

На рисунке изображено 3 члена семьи, по размерам больше всех нарисована мать. Это можно объяснить тем, что мать для ребенка является средством, при помощи которого он выражает свою силу, превосходство, значимость.

Если взять отца и дочь, то они нарисованы равными по величине, что говорит об эгоцентричности ребенка.

На рисунке у всех членов семьи присутствует голова, глаза рот. Это говорит о том, что ребенок не замкнут в себе, развито общение.

Мать и отец на рисунке имеют длинные пальцы – это говорит об агрессивном желании ребенка в их сторону.

Если рассмотреть эмоции нарисованные ребенком (улыбающиеся люди), можно сделать вывод, что ребенок использовал бессознательно их, потому что улыбающиеся люди это своеобразный штамп в рисунках детей.

На рисунке изображены все детали в области лица, это говорит о хорошей половой идентификации девочки.

3.Анализ процесса рисования

Последовательность рисования членов семьи: мать, ребенок, отец. Первым в рисунке изображается наиболее значимый, главный, эмоционально близкий человек.

Первая фигура самая большая, но нарисована схематично, не декорирована, это указывает на то, что ребенок воспринимает значимость этого лица, силу, доминирование, но не указывает на положительные чувства в отношении к этой фигуре.

Психологический портрет семьи

Семья полная, в которой присутствует эмоциональное благополучие, но низкие эмоциональные связи.

В этой семье мать – ядро, которое выполняет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с ребенком, больше чем другие уделяет ему внимание. Так же можно сказать о том, что мать для ребенка является средством, при помощи которого он выражает свою силу, превосходство, значимость, но не указывает на положительные чувства к ней.

У ребенка прослеживается агрессивное желание в сторону родителей, проявляется эгоцентричность, истероидные черты характера.

Так же в семье присутствует хорошо развитое общение, отсутствуют конфликты.

Исходя, из комментариев ребенка во время рисования можно сделать вывод, что таким образом ребенок ослабляет внутреннее напряжение, внутренний конфликт.

Рефлексия

Когда я узнала задание, у меня первая мысль была, где же мне найти испытуемого, но это ни составило никакого труда.  Когда я предложила ребенку нарисовать рисунок, он с удовольствием взял листок бумаги и карандаши и начал рисовать.

Я получила, массу удовольствия работая с этим ребенком. Девочка оказалась активной, эмоциональной. Так же мне очень понравилось то, что ребенок восхищался своей работой.

Так же можно сказать, что дети – это удивительные маленькие человечки, с которыми работать, не так уж и просто, как кажется на первый взгляд.

Похожие материалы

Информация о работе