Работа со строковыми переменными

Страницы работы

Содержание работы

Лекция С1

Работа со строковыми  переменными

1.Описание строковых переменных.

Использование компьютеров в настоящее время в значительной мере состоит из работы с текстами и прочей нечисловой информацией. Поэтому в современном программировании задачи, связанные с обработкой текстовой информации, встречаются очень часто. Познакомимся с некоторыми возможностями языка  паскаль,  предназначенными для решения этого класса задач.

С текстовыми (они же символьные или строковые)  данными  мы уже  встречались на одном из первых занятий,  так что для начала вспомним то, что нам уже известно.

Описание строковой  переменной  помещается  в блок описания переменных (после слова Var) и выглядит так:

Var

<имя_переменной> : String [<количество_символов_N>]

1<=N<=255

колличество символов N может отсутствовать, тогда  считается, что задается max колличество символов =255 символам, т.е.

<имя_переменной> : String

В квадратных скобках должно стоять либо целое  число,  либо  имя целочисленной  константы (объявленной в блоке const),  либо составленное из них целочисленное выражение. Например, такое описание

Var  name : String[50];

отводит в  памяти компьютера 50+1 байт для размещения переменной с именем name.  При этом нужно иметь ввиду, что в квадратных скобках  записывается наибольшее возможное для этой переменной количество символов,  то есть объем оперативной  памяти  компьютера, необходимый  для  хранения значений этой переменной во время исполнения всей программы.  Если в какой-то момент этой переменной будет  присвоено  более  "короткое"  значение,  то  часть памяти компьютера просто не будет использоваться,  а если более  "длинное", то часть символов пропадет.

Нулевой символ строки содержит информацию о текущей длине строки, его код равен числу символов в строке.

Можно объявить строковую константу в разделе описания констант:

const

<имя_переменной>:String='значение'

Пр.     const

st='группа';

2. Ввод  и вывод символьных переменных.

Работа с символьными переменными.

Ввод  и вывод символьных переменных осуществляется с помощью команд Read (ReadLn) и Write(Writeln) соответственно.  При этом введется и напечатается столько символов, сколько указано в описании (недостающие дополнятся пробелами, лишние "отрежутся").

Присваивание значения такой переменной осуществляет обычный оператор присваивания (:=), при этом текстовую константу следует заключить между двумя знаками ', например, выполнение оператора

name := 'все, что угодно'

приведет к тому, что в 50-символьную переменную text будет занесена строка, содержащая 15 символов:

все, что угодно

Остальные 35 байт использоваться не будут. При выполнении оператора

name:='все, что угодно, и еще много разного нужного и не очень'

в переменную name будет занесена строка все, что угодно, и еще много разного нужного и не

Остальная часть (очень) введена не будет.

Для  работы  с отдельным символом из строки можно указывать имя строки и номер нужного символа  в  квадратных  скобках.

Так name[1] указывает на первый символ строки name.

Пример:   var speech:string[20];

...

speech:='Маузер';

speech[4]:='ч';

speech[1]:='В';

Writeln(speech);

...

На экране:   Ваучер

3. Группы символов кодовой таблицы ASCII.

Константа типа Char - это непустой символ из кодовой таблицы ПК, заключенный в апострофах:  'D', '*' и т.д.

Cимволы можно задавать и с помощью кодового номера с префиксом #, например: #7 - звуковой сигнал, #254 - символ  ю,  и  т.д.

Для неклавишных символов это - один из основных способов задания.

Символы с кодами 0-31 являются управляющими,  это  означает, что вывод их на экран или в файл эквивалентен подаче команды, управляющей работой устройства.

Гpуппы символов кодовой таблицы ПК (альтернативной):

0..127 - стандартные символы ASCII

0...31  - управляющие символы

(управляют работой компьютера);

32  - пробел

33..47, 58..64, 91..96 - математические и другие знаки;

48-57   - цифры

65 - A .. 90 - Z -прописные латинские буквы

97 - a .. 122 - z - строчные латинские буквы

128-А..159-Я - прописные русские буквы

160-а..175-п, 224-р..239-я - строчные русские буквы

176..178 - символы заполнения фона

179..222 - символы псевдографики

Символы, используемые при оформлении программ:

░ -176   ▒ -177   ▓ -178   □ -219

Символы, используемые для построения таблиц и рамок:

194  196                      203  205

218 ┌  ┬    ─  ┐ 191          201 ╔  ╦    ═  ╗ 187

195 ├  ┼ 197   ┤ 180          204 ╠  ╬ 206   ╣ 185

179 │          │ 179          186 ║          ║ 186

192 └  ┴    ─  ┘ 217          200 ╚  ╩    ═  ╝ 188

193  196                      202  205

4. Стандартные функции обработки символьных величин:

Chr(k:byte):char - получение символа по его коду;

Ord(c:char):byte - получение кода заданного символа;

UpCase(c:char):char - перевод строчных латинских символов

'a'..'z' в прописные 'A'..'Z'; остальные символы  не изменяются;

Похожие материалы

Информация о работе