Автоматизированное проектирование плана трассы, страница 3

4. Метод трассирования сглаживающими сплайнами

1. Задаётся дискретный аналог эскизной линии трассы с шагом 30-50 м. Чем большим числом точек представлена трасса, тем более адекватным может быть её сплайновый аналог.

2. Строится начальное приближение сплайна S0(x), для которого дискретные точки эскизной линии являются узлами интерполирования. Линия сплайна выдается на экран.

3. В режиме графического диалога задаются ограничения слева и справа в целом для всей трассы и индивидуально для некоторых узлов сплайна.

4. Осуществляется сглаживание начального сплайна. Сначала вычисляется функционал

                                (6)

и ищется его минимум

I(S)→min.

В этом выражении первое слагаемое задает условие минимальной извилистости и кривизны трассы на рассматриваемом участке трассы. Второе слагаемое минимизирует отклонение варианта трассы от эскизной линии. Здесь αi – весовые коэффициенты, позволяющие вести учет ценности вновь отчуждаемых земель, наличие искусственных сооружений и т.д.

Минимум функционала определяется из условия равенства нулю его производной

                                                          (7)

В ходе решения  уравнения (7) определяются коэффициенты сглаженного сплайна S(x).

5. Для него проверяются условия кривизны, т.е. определяется соответствие минимальных значений радиусов нормам проектирования (RminRдоп). Если условие не выполняется, то происходит перемещение узлов сплайна в пределах заданной полосы варьирования.

Метод сглаживающих сплайнов особенно эффективен при выполнении проекта реконструкции дороги. В этом случае необходимо обеспечить параметры трассы в соответствии с заданной категорией (1-е слагаемое) при максимально возможном сохранении оси существующей дороги (2-е слагаемое).

Данный метод разработан и эксплуатируется в инженерном дорожном центре «Индор» г. Томск. Он был реализован в сертифицированной программе САПР ReCAD. Первый проект с применением трассирования по методу сглаживающих сплайнов был выполнен в 1994г. при реконструкции участка автомобильной дороги «Кудринка – Моряковский Затон» в Томской обл. (км 7-18). Дорога расположена в лесной зоне Томского водозабора. Извилистая трасса на 70 % своей протяженности не отвечала требованиям IV категории. Попытки трассирования по традиционной технологии приводили к значительному отчуждению дополнительной лесополосы, что не находило поддержки и понимания у землепользователей. Применение новой технологии трассирования позволило найти приемлемое решение. Основные результаты трассирования следующие:

- извилистость трассы уменьшилась с 3,2 рад/км до 0,84 рад/км;

- дополнительный постоянный отвод земель составил всего 4,5 га;

- отклонение проектной линии от оси существующей дороги составило в среднем всего 6,7 м и, лишь на двух участках протяженностью 450 м, эта величина составила 21 и 57 м;

- трасса в плане отличается отсутствием прямых участков и хорошо вписывается в рельеф.