Особенности технологии проектно-изыскательских работ при автоматизированном проектировании автомобильных дорог, страница 2

Рассмотрим алгоритм построения полосы варьирования.

1. На основании имеющихся топографических карт, материалов аэросъемки, материалов предшествующих изысканий выбирается полоса, которой охватывается заведомо большая территория, чем это требуется для установления наилучшего направления трассы. Для определенности считаем, что это прямоугольник.

2. Из рассмотрения исключают объекты и участки местности, проход трассы через которые либо нецелесообразен, либо вовсе невозможен (промышленные предприятия, населенные пункты, заповедники, оборонные объекты и т.п.).

3. Разбивают эту полосу на участки местности, в пределах которых возведение 1 погонного метра земляного полотна имеет одинаковую укрупненную стоимость. Стоимость участка дороги может быть различной по следующим причинам:

- стоимость разработки грунтов, различающихся по физико-механическим свойствам;

- наличие на участке высокоценных земель;

- болота;

- оползни;

-сложный рельеф;

- предыдущие техногенные воздействия.

4. На границах участков расставляют точки направлений трассы, и из точки А строят лучи, направленные в точки расставленные на первой поперечной границе.

5. Вычисляют стоимостной показатель для каждого варианта (целевую функцию):

Ki=CI·xi,

где  i – порядковый номер отрезка варианта трассы на первом участке местности (i=1,…,m),

Сi -  укрупненная стоимость 1 пм   земляного полотна на i-м участке;

xi – длина i-го отрезка варианта трассы на первом участке местности.

6. Из каждой точки первой поперечной границы прокладывают лучи, направленные на вторую поперечную границу. В итоге получают множество ломаных линий, состоящих из двух отрезков.

7. В каждый образовавшийся угол поворота трассы вписывают горизонтальные кривые минимальных радиусов, зависящих от  категории проектируемой дороги.

8. Отбрасывают варианты, для которых допустимые радиусы кривых вписаны быть не могут и варианты,  проходящие  через исключенные участки.

9. Достраиваем трассы до 3 и 4 поперечной границ и до точки В.

10. Оставшиеся варианты обсчитывают экономически:

Kij= CI·xi+CII·yj,

где j    – порядковый номер отрезка варианта трассы (j=1,…,n),

      СII –  укрупненная стоимость 1 пм   земляного полотна на II-м участке;

yj    – длина 2-го отрезка варианта трассы.

11. Находят самый оптимальный вариант трассы по правилу:

K*= min(K11, K12,…,Kij,…,Kmn).

и для дальнейшего проектирования оставляют те варианты, у которых строительная стоимость Kij не превышает 15% от К*.

Оставшиеся варианты образуют полосу варьирования. В ее пределах уже производится детальный сбор изыскательской информации.

5. Замкнутая технология проектно-изыскательских работ


Технологию проектно изыскательских работ можно подразделить на 3 этапа: полевые работы, камеральные работы и проектирование. Изобразим ее в виде схемы.

Полевые работы осуществляются с помощью различных современных геодезических приборов (тахеометры, цифровые нивелиры и теодолиты, спутниковые геодезические системы GPS).

Электронные тахеометры – наиболее универсальные и самые популярные в мире приборы. Они объединяют в себе возможности электронных теодолитов и дальномеров. Приборы снабжены устройствами хранения и обработки данных, имеют встроенное программное обеспечение для решения различных прикладных геодезических задач.