Применение вероятностных методик в проектировании дорог, страница 2


Величину минимального радиуса Rм  следует устанавливать с учетом предельной скорости движения, при которой происходит поперечное скольжение автомобиля на кривой.

Для среднеквадратических отклонений применяются оценки, полученные в результате натурных исследований автомобильных дорог, а также формулы, выведенные с помощью линеаризации применяемых в проектировании зависимостей, в которых часть факторов рассматривается как случайные величины.


Среднеквадратическое отклонение минимального радиуса

 В случае оценки риска движения по выпуклым кривым в продольном профиле дороги параметр А – это расстояние видимости до поверхности дороги.


где Lост– требуемое расстояние видимости поверхности дороги (для остановки); h – расчетная высота глаза водителя над поверхностью дороги, которую принимают равной 1,2 м.

 Таким образом, пользуясь вышеуказанной методикой, можно уже на стадии проектирования оценить величину риска движения по тому или иному геометрическому элементу дороги, т.е. получить вероятностный показатель качества дороги, с точки зрения ее безопасности. Решая же обратную задачу, можно вычислить риск движения по исследуемому элементу дороги.

 Нормативное  значение риска предлагается принимать равным 1·10-4 . По международной шкале оно находится в интервале от умеренного до  высокого значения риска.

 


Опасность движения по исследуемому элементу автомобильной дороги увеличивается еще больше в случае низкого качества строительства. Применение  вероятностного подхода позволяет уже на стадии проектирования учесть возможные отклонения (в параметрах σA и σм) от проектных требований в процессе переноса геометрических элементов дороги в натуру, использования некачественных материалов, нарушений технологии строительства и т.п.

 Таким образом, применение вероятностного подхода в проектировании позволяет прогнозировать состояние будущей автомобильной дороги с учетом реального качества строительства.

В настоящее время основные геометрические параметры плана, продольного и поперечного профилей дорог, транспортно-эксплуатационные характеристики и элементы обустройства рассчитывают, как правило, на работу в летний, наиболее благоприятный период, и не проверяют их на обеспеченность в другие периоды, что снижает ответственность проектировщиков за обеспеченность нормального движения в сложных погодных условиях. Вся ответственность за обеспечение удобного и безопасного движения автомобилей возлагается на службу эксплуатации. Особенно заметно влияние климата и погоды на состояние дорог и на условия движения во время метелей, снегопадов, гололеда.

При выполнении проекта дороги учет погодно - климатических условий может привести к таким изменениям параметров ее геометрических элементов, которые невозможно будет выдержать по условиям местности из-за резкого увеличения объемов земляных работ и стоимости строительства дороги. В таких случаях методы теории риска позволят определить величину допустимой  скорости движения в период действия неблагоприятных погодно-климатических условий.