План-конспект для проведения занятия на тему: «Организация защиты личного состава формирования при ЧС мирного времени и при применении противниками современных средств поражения»

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                     ОАО «РЖД»

                                     СГУПС

              Кафедра: «Безопасность жизнедеятельности»

                      Задание № 1.

по дисциплине: «Защита в ЧС».

               тема: «План - конспект».

Выполнил: ст. гр. БТПП-411

                                                                          Чернышева Т.С.

Проверил: Васильев И. В.

Новосибирск 2004 г.

«Утверждаю» 

Начальник ГО СГУПС

______________Комаров И.Л.

«___»____________2004г.

                                                                      План- конспект

                      для проведения занятий с рабочими и служащими

           третий группы.

               Тема: «Организация защиты личного состава формирования при ЧС

                      мирного времени и при применении противниками современных средств поражения»

Учебно-воспитательные цели:

1.   Объяснить работнику обязанности его командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования. Ведение разведки , использование коллективных средств защиты, средств связи и оповещения.

2.  Показать работнику как проводится дозиметрический, химический и бактериологический контроли, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.

3.  Воспитать чувства ответственности за обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах разрушений, завалов, пожаров, заражений и катастрофических затоплений.

Время:

1-й вопрос 10мин.

2-  й вопрос 40 мин.

3-   й вопрос 25 мин.

Учебные вопросы:

1.   Изучить обязанности командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования. Ведение разведки , использование коллективных средств защиты, средств связи и оповещения.

2.  Узнать как проводится дозиметрический, химический и бактериологический контроли, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.

3.  Изучить  обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах разрушений, завалов, пожаров, заражений и катастрофических затоплений. Страхование лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий по ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время.

 Время проведения: 2часа.

               Место проведения: учебная аудитория.

 Метод проведения: рассказ, показ, дискуссия.

 Материальная обеспеченность: литература, плакаты.

Краткое изложение учебного материала

Время,

 мин.

  Заметки по материалу

                   Вводная часть.

- проверка наличия работников и служа-

  щих.

- контроль изученного материала

                  1 вопрос

                  2 вопрос.

- сообщение темы, учебных целей и

  вопросов.

7 минут

Контроль провести

письменно.

Запись темы.

Убедиться в готовности

технич. оснащения.

Основная часть занятия.

I.

Гражданская оборона является всенародным делом. Подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны включает в себя целый комплекс мероприятий. Основные обязанности населения по гражданской обороне:

первая- население должно овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками по защите от оружия массового поражения;

вторая- население должно выполнять правила защиты от оружия массового поражения (знание сигналов оповещения ,укрытия и убежище, поддержание порядка и др.;

третье- население должно активно участвовать в мероприятиях гражданской обороны ;

четвертая- воспитывать в себе и товарищах высокие моральные и психологические качества.

Защита населения при возникновении ЧС в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами:

1.  Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны правительства во взаимодействии с органами власти субъектов РФ, руководителей министерств, ведомств.

2.  Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны во всех городах, населенных пунктах.

3.  Защита населения планируется и проводится дифференцировано с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов.

4.  Мероприятия по защите населения планируются и проводятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами РФ.

5.  Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического и социального развития республики, края, области , города.

Способами защиты населения являются :

n Своевременное оповещение;

n Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;

n Укрытие в защитных сооружений;

n использование средств индивидуальной защиты;

n Проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуация населения из городов в загородную зону).

Также для гражданской обороны важна разведка.

Разведка - вид обеспечения действий сил и мероприятий ГО, заключающийся в своевременном получении данных об обстановке, сложившейся в результате нападения противника, стихийных бедствий , крупных производственных аварий и катастроф. На основании этих данных принимаются решения на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, организацию восстановительных работ. Разведка ведется , как правило , специально подготовленными разведывательными формированиями визуальным наблюдением, непосредственным осмотром местности и объектов, фотографированием и с помощью приборов разведки.

Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, которое возлагается на органы ГО. Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства оповещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий. Услышав эти сигналы, надо немедленно включить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или главного управления ГОЧС. Все дальнейшие действия определяются их указаниями.

II.  

Для проведения радиационной разведки и дозиметрического контроля используются дозиметрические приборы, которые позволяют обнаруживать радиоактивные (ионизирующие) излучения и измерять мощность дозы излучений (уровня радиации) на местности, степень зараженности радиоактивными веществами поверхностей различных предметов и дозу радиоактивного облучения людей. Для обнаружения и измерения радиоактивных излучений используются последствия их взаимодействия с веществом окружающей среды. Наиболее целесообразные пути решения задач радиационного мониторинга следующие. Во-первых, проведение индивидуального контроля (повседневного и оперативного) хронического облучения, а также возможных острых облучений персонала радиационно - опасных объектов и определенной части проживающего вблизи них населения. Осуществляется он с помощью интегральных дозиметров.

Во-вторых, организация в помещениях с

повышенными уровнями  радиации

оперативного автоматизированного контроля

облучения персонала с использованием

портативных сигнальных электронных

дозиметров.

В-третьих, создание постов контроля

содержание  постов контроля содержания

радионуклидов в организме людей на основе

стационарных, мобильных, носимых счетчиков

(спектрометров) излучения.

В-четвертых, организация  радиологического

контроля окружающей среды, загрязнения РВ

различных предметов, рук и ног, одежды,

продуктов питания и др.

В-пятых, создание системы общественного

мониторинга на основе информационных табло

и комплекта тех же приборов. С их помощью

можно обеспечить население полной

информацией об обстановке на данной

территории, о дозовых нагрузках людей,

загрязнении продуктов питания, одежды,

различных предметов и т.д.

Дозиметрический контроль - комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений.

Для обнаружения отравляющих веществ в

воздухе, на местности, железнодорожных

сооружений, подвижном составе и других

объектах используют газосигнализаторы

и приборы химической разведки или производят

забор проб для их отправки на анализ в

химических лабораториях. Оценку химической

обстановки осуществляют штабы ГО и

командиры формирований для организации

защиты людей от поражения ОВ и выбора

наиболее целесообразных способов действия

в условиях химического заражения.

Основными параметрами, входящими в оценку

ческой химической обстановки, являются

масштабы и деятельность химического

заражения, а в связи с этим и опасность

химического заражения. По данным химической

разведки определяю время место и средства

применения химического оружия, тип

отравляющих веществ , границы зон химического заражения и очаги поражения.

Также выявляют санитарное состояние объектов и предъявляются необходимые санитарно-гигиенические требования: статистического изучения (предусматривает систему учётных и отчётных сведений о заболеваемости инфекционными и профессиональными болезнями, проделанной работе и т.д.); лабораторных (физических, химических, физико-химических, бактериологических, вирусологических и др.) исследований, которые служат основой для оценки санитарно-эпидемического состояния объекта, эффективности проведённых мероприятий и т.д. Изучение санитарно-эпидемического состояния населённых мест и находящихся на их территории объектов контроля, а также заболеваемости населения инфекционными паразитарными и профессиональными заболеваниями - основа для проведения необходимых оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.

При проведении спасательных и других  неотложных работ в очагах массового поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени  является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах производственного и социального значения.

Так же необходимо знать, как действовать при пожаре.

При ликвидации  последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий значительные затруднения в проведении спасательных и других неотложных работ будут создавать завалы, массовые пожары и зоны радиоактивного заражения местности с высокими уровнями радиации.

Завалы образуются в зонах полного и сильного разрушения наземных объектов и могут быть как сплошными, так и местными.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. К основным явлениям, характерным для каждого пожара, относятся: химическое взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Прекращение горения при пожаре достигается воздействием на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами; разбавлением горящих веществ или воздуха, поступающего в зону горения, негорючими парами или газами; созданием между зоной горения и горючим материалом (или воздухом) изолирующего слоя из огнетушащих средств. В качестве основного огнетушащего средства используется вода. Распылённые струи воды используются для осаждения дыма, защиты от теплового излучения и для охлаждения поверхностей нагретых конструкций. Помимо воды, в качестве огнетушащих средств широко используются химическая и воздушно-механическая пена, углекислый газ, азот, порошки, водяной пар, а также вещества, тормозящие химическую реакцию горения.

75минут

Показать схему обязанности командира

 ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования.

Показать слайд со схемой.

Записать способы защиты населения под диктовку и обсудить важности данного вопроса.

Записать под диктовку определение

В приложении № 1 представлены виды дозиметрических приборов для населения. Показать наглядно, объяснить для чего нужен данный прибор.

Записать под диктовку

определение

В приложении № 2

представлены приборы химической разведки.

Записать под диктовку

 санитарно-гигиенические

  требования

Задание на дом найти и выписать характеристику местных и сплошных завалов.

Обсудить действия при пожаре в различных ситуациях.

Показ фильма, показ приборов.

                    Заключительная часть.

Обсуждение изложенной темы

  1. Ответить на вопросы обучаемых,

объяснить непонятные обучаемым

 моменты.

  1. Домашнее задание:

- подготовиться к контрольной работе;

- прочитать и подготовиться к лабораторной

работе по приборам радиационной, химической

 разведки и дозиметрического контроля ГФ.

       Используемая литература:

1.  И.В. Васильев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на объектах железнодорожного транспорта.

2.   В.Г. Атаманюк,  Л.Г. Ширшев , Н.И. Акимов

       « Гражданская оборона» ,М. 1986г.       

3.   «   Гражданская оборона на железнодорожном

       транспорте» под ред. В.А. Волкова,

        Г.Т. Ильина ,М 1987г. 

18минут

Обучаемые должны усвоить свои

Обязанности и научиться правильно

действовать при возникновении

 опасности радиационного, химического,

бактериологического заражения.

Недостатки занятия:

т.к.  занятие проходит в

учебном классе, то основным

недостатком является нехватка более

наглядных приборов радиационной,

химической разведки и

дозиметрического контроля,

 чтобы можно

было отработать практические приемы.

Руководитель занятия: __________________ / Чернышева Т.С. /

Похожие материалы

Информация о работе