Обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях в зонах химически опасных объектов

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                  ОАО «РЖД»

                                      СГУПС

              Кафедра: «Безопасность жизнедеятельности»

                      Задание № 1.

                  тема: «План - конспект».

Выполнил: ст. гр. БТПП-411

Труфанов Ф.А.

Проверил: Васильев И. В.

Новосибирск 2004 г.

«Утверждаю» 

Начальник ГОСГУПС

______________Комаров И.Л.

«___»____________2004г.

                                                                      План- конспект

                      для проведения занятий с рабочими и служащими

           третий группы.

               Тема: «Организация защиты личного состава формирования при ЧС

                      мирного времени и при применении противниками современных средств поражения»

Учебно-воспитательные цели:

1.   Объяснить работнику обязанности его командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования при угрозе химического поражения. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты.

2.  Показать работнику как проводится химический контроль, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.

3.  Воспитать чувства ответственности за обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах химически опасных объектах.

Время:

1-й вопрос 15мин.

2-  й вопрос 40 мин.

3-   й вопрос 20 мин.

Учебные вопросы:

1.   Изучить обязанности командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования на химически опасных объектах. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты. Узнать как проводится химический контроль.

2.  Изучить  обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах химически опасных объектах.

 Время проведения: 2часа.

               Место проведения: учебная аудитория.

 Метод проведения: рассказ, показ, дискуссия.

 Материальная обеспеченность: литература, плакаты.

 

Краткое изложение учебного материала

Время,

 мин.

  Заметки по материалу

 
 

                   Вводная часть.

- проверка наличия работников и служащих.

- контроль изученного материала

                  1 вопрос

                  2 вопрос.

- сообщение темы, учебных целей и

  вопросов.

7 минут

Контроль провести

письменно.

Запись темы.

Убедиться в готовности

технич. оснащения.

 
 

Основная часть.

Сильнодействующими ядовитыми веществами называют химические соединения, которые в определенных количествах, превышающих предельно-допустимых концентрации (плотность заражения), оказывают вредное воздействие на людей, с/х  животных, растений и вызывают  у них поражения различной степени.

СДЯВ могут быть элементами технологического процесса (Аммиак, хлор, серная и азотистые кислоты, фтористый водород и др.) и могут образовываться при пожарах на объектах народного хозяйства (оксид углерода, оксид азота, хлористый водород, сернистый газ).

Отдельные СДЯВ  при высоких концентрациях способны вызвать поражения кожи  человека ( например, кислоты); при обращении с ними необходимо применять соответствующие средства защиты.

Краткая физико-химическая и токсическая характеристика СДЯВ приведена в приложении 1.

Аммиак - бесцветный газ с запахом нашатыря (порог восприятия – 0,037 мг/л). Применяют его в холодильном производстве, для получения азотных удобрений и т.п. Сухая смесь аммиака с воздухом (4:3) способна взрываться. Аммиак хорошо растворяется в воде.

В высоких концентрациях он возбуждает ЦНС и вызывает судороги. Чаще смерть наступает через несколько часов или суток после отравления от отека гортани или легких. При попадании на кожу может вызвать ожоги различной степени.

Первая помощь: свежий воздух, теплое молоко с боржоми или содой; при удушье – кислород;  при спазме голосовой щели – тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции; при попадании в глаза – немедленно промыть водой или 0,5-1%-ым раствором квасцов; при поражении кожи – обмывание чистой водой, наложение примочки из раствора лимонной или соляной кислоты.

Защита: фильтрующие промышленные противогазы  марки «К» и «М», при смеси аммиака с сероводородом – «КД». При очень высоких концентрациях – изолирующие противогазы и защитная одежда.

Хлор – зеленовато-желтый газ с резким запахом. Применяют в различных отраслях промышленности: бумажно-целлюлозной, текстильной, производстве хлорной извести, хлорирование воды.

Хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха, поэтому облако хлора будет перемещаться по направлению ветра близко к земле.

Хлор раздражает дыхательные пути и вызывает отек легких. При высоких концентрациях смерть наступает от 1-2  вдохов, при нескольких меньших дыхание останавливается через 5-25 минут.

Первая помощь: надеть на пораженного противогаз и вывести из зоны заражения. Полный покой, ингаляция с кислородом. При раздражении дыхательных путей – вдыхание нашатырного спирта, питьевой соды; промывание глаз, носа и рта 2 %- ным раствором соды; теплое молоко с боржоми или содой, кофе.

Защита: промышленные фильтрующие противогазы марки «В» и «М», гражданские противогазы  ГП-5, детские противогазы и защитные детские комплекты. При очень высоких концентрациях (свыше 8,6 мг/л)- изолирующее противогазы.

Химическое поражение обусловливается воздействием сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, используемых прежде всего в химическом оружии (спец боеприпасах). Кроме того, различные вещества, в том числе фитотоксиканты (дефолианты, десиканты, гербициды, альгициды, арборициды) и пестициды, могут попадать в окружающую среду при авариях, катастрофах и природных явлениях, сопровождающихся разрушением раз­личных потенциально опасных объектов экономики.

Этот вид поражения характеризуется острым и подострым отравлениями людей, животных и растений, а также отдаленными генетическими, онкогенными, тератогенными и другими эффектами. Происходит также заражение (загрязнение) названными веществами местности, воды, воздуха, зданий, со­оружений, вооружения, военной техники, оборудования и продуктов питания.

Выявление и оценка химической обстановки (РХО) в ус­ловиях аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения является обязательным элементом работы начальника ГО объекта и штаба ГО ЧС. На объектах экономики эта работа проводится в два этапа.

Первый этап работы заключается в выявлении прогнозируемой РХО и ее оценке.

Второй этап работы заключается в выявлении фактической РХО и ее оценке.

Под химически опасной аварией обычно понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение (разрушение) трубопрово­дов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

При прогнозировании и анализе химической обстановки для характери­стики опасных веществ применяют различные термины. Их называют токсич­ными, вредными и сильнодействующими веществами,

Принято под токсичными химическими веществами понимать вещества, которые вызывают нарушения процессов обмена веществ и физиологических функций организма при действиях на него в малых дозах. К ним относятся десятки тысяч различных химических соединений, используемых как в военных целях (отравляющие вещества), так и в мирных условиях, в процессе промыш­ленного производства.

Термин «вредные вещества» чаще всего применяется в производственной деятельности Им обозначаются токсичные химические соединения техноген­ного происхождения. Согласно ГОСТ 12.1.007-76 вредное вещество — это хи­мическое соединение, .которое при современными методами как в процессе работы, так и в отдален­ные сроки жизни настоящего и последующих поколений. К вредным вещест­вам относят более 60 тыс. соединений. Все они представляют угрозу здоровью человека в аварийных ситуациях.

Термин «СДЯВ» используется для того чтобы выделить наиболее опас­ные химические соединения, которые в случае аварий на производственных и транспортных объектах легко переходят в атмосферу, вызывая загрязнение (заражение) окружающей среды и массовые поражения людей. Имеется в ви­ду, что СДЯВ в аварийных ситуациях способны «самостоятельно» или при по­мощи других энергоносителей переходить в атмосферу в виде пара (газа) или тонкодисперсного аэрозоля.

В практике проведения расчетов по анализу, оценке и прогнозированию поражающего воздействия СДЯВ считается целесообразным использовать следующую градацию токсодоз, в зависимости от возникающих последствий:

—  средняя смертельная токсодоза, вызывающая поражение со смертель­ным исходом у 50% подвергшихся воздействию СДЯВ (обозначается: в случае ингаляционного воздействия — ЬСт50, при кожно-резорбтивном воздейст­вии — LD5o);

—• средняя выводящая из строя токсодоза, вызывающая поражение не ниже средней степени тяжести у 50% подвергшихся воздействию СДЯВ лю­дей (обозначается: в случае ингаляционного воздействия -— JCT5o, при кож­но-резорбтивном воздействии — JD5o);

—  средняя пороговая токсодоза, вызывающая начальные симптомы по­ражения у 50 % подвергшихся воздействию СДЯВ людей (обозначается: в слу­чае ингаляционного воздействия — РСт5о, при кожно-резорбтивном воздейст­вии — PD50).

     К пространственно-временным параметрам химической обстановки, формирующейся при аварийных выбросах СДЯВ, следует отнести:

— размеры и конфигурацию зон заражения территорий и объектов с опас­ными плотностями СДЯВ;

— размеры и конфигурацию зон распространения первичного и вторич­ного облака зараженного СДЯВ воздуха;                             

—  продолжительность поражающего действия СДЯВ.

  Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) предназначен для оп­ределения в воздухе, на местности, вооружении, технике зарина, зомана, ип­рита, а также присутствия в воздухе паров УХ, фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана. Он состоит из корпуса с крышкой и размещенных в них ручного насоса, бумажных кассет с индикаторными трубками, противодымных фильтров, насадки к насосу, защитных колпачков, электрического фона­ря, грелки и патронов к ней. Кроме того, в комплект прибора входят лопатка, инструкция, памятка по работе с прибором, инструкция-памятка по определе­нию ОВ типа зоман. Для переноски прибора служит плечевой ремень с тесь­мой. Масса прибора около 2,3 кг.

В комплект прибора входят индикаторные трубки трех видов: для опреде­ления зомана, зарина и VX — с одним красным кольцом и красной точкой; для определения фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана — с тремя \ зелеными кольцами; для определения иприта — с одним желтым кольцам.

Порядок определения ОВ на местности, технике, обмундировании и других предметах. берем необходимую индикаторную трубку, подготавливаем ее и вставляем в насос (последовательность работы с трубками соблюдается та­кая же, как при определении ОВ в воздухе); навертываем на насос насадку с надетым на воронку защитным колпачком, прикладываем насадку к почве или зараженному предмету и делаем необходимое число качаний. В дальнейшем поступаем так же, как при определении ОВ в воздухе.

Ежедневно или каждый раз по окончании работы с прибором необходи­мо: очистить его от загрязнения, а при заражении отравляющими веществами (радиоактивными) произвести его дегазацию (дезактивацию); очистить ампуловскрыватель и головку насоса, для чего необходимо вытряхнуть осколки от индикаторных трубок и протереть чистой тряпкой; проверить работоспособ­ность насоса и пригодность источника питания электрического фонаря; очи­стить грелку от загрязнений; устранить мелкие неисправности; доукомплекто­вать прибор индикаторными трубками, патронами к грелке, противодымными фильтрами и защитными колпачками. Приборы хранятся в помещениях со­вместно со средствами индивидуальной защиты.

75 минут

Показать таблицу физико-химическая и токсическая характеристик сильнодействующих ядовитых веществ .

Запись под диктовку  физического определения и правила оказания первой помощи.

Показать наглядно

Записать под диктовку физического определения и правила оказания первой помощи.

Показ слайдов.

Рассказать для чего используется абвиатура «СДЯВ»

Записать по диктовку

Показать прибор наглядно, рассказать как им пользоваться.

Показать фильм.

 

                    Заключительная часть.

Обсуждение изложенной темы

  1. Ответить на вопросы обучаемых,

объяснить непонятные обучаемым

моменты.

  1. Домашнее задание:

-подготовиться к контрольной работе ;

- найти сведения о СДЯВ ( наиболее

распространены, выписать характеристику ).               -

       Используемая литература:

1.  И.В. Васильев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на объектах железнодорожного транспорта.

2.   В.Г. Атаманюк,  Л.Г. Ширшев , Н.И. Акимов « Гражданская оборона» ,М. 1986г.       

3.   «   Гражданская оборона на железнодорожном транспорте» под ред. В.А. Волкова, Г.Т. Ильина ,М 1987г.   

18 минут

Обучаемые должны

усвоить свои обязанности

и научиться правильно

действовать при

 возникновении  Химическом

 поражении, научится

 правильно

организовывать при возникновении

химического отравления.

Недостатки занятия:

т.к.  занятие проходит в

учебном классе, то

 основным недостатком

является невозможность

практического использования

приборов  химической

 разведки.

Руководитель занятия: __________________ / Труфанов Ф.А. /

                                                                                      30.09.2004г.

Похожие материалы

Информация о работе