Жизнь и творчество Алексея Ивановича Корзухина, страница 2

 - «Канун рождества» (1869)

Картина изображает бедное жилье мелкого петербургского чиновника: в правом углу, на постели с пологом, беспокойно спят двое детей. В другом углу, скудно освещенном лампой с бумажным абажуром, виднеется край стола и гладильная доска, с которой свешивается детская рубашонка. Посреди этой тесной комнаты мы видим женщину в скромном сером платье. На ее усталом лице — удивление и бессильное молчаливое порицание. Она обернулась на шум входной двери и, мгновенно поняв все, ждет, бессильно опустив руки. А в дверях только что показался пожилой обрюзгший чиновник, как видно, большой любитель покутить. Это отец семейства. Он в особенно приподнятом настроении и, видимо, значительно навеселе: фуражка его съехала набок, воротник его потертой куцой шинели залихватски поднят. Он торжествующе поднял над головой свой трофей -  поросенка, а в другой руке держит корзину с разной снедью. Из-за его спины виден извозчик, который с шумом вваливается в тесную дверь, неся рождественскую елку. «Будет пир наславу! — так и говорит разудалый сияющий вид чиновника.— Ничего не пожалею ради праздника...» По-видимому, это беззаботный и безалаберный по своей натуре человек. Но жена его уже предвидит последствия невеселого кутежа — предстоящие расходы, новые долги и еще более тяжелые трудовые будни. И поэтому ее не радует наступающий праздник, она в испуге смотрит на расточительность своего легкомысленного супруга. Но она бессильна, видимо, изменить его мотовской характер и поэтому только глядит на него с немым упреком. Вся ее фигура говорит нам, что она очень одинока, несчастна и страшно устала от жизни.

Картина написана в скупой рыжевато-коричневой гамме. Большая часть комнаты погружена в полутьму от абажура. Свет керосиновой лампы падает лишь на ближайшие предметы, выхватывая из сумрака комнаты отдельные детали. Этот свет как бы раскрывает смысл происходящей сцены, помогает почувствовать трагедию этой семьи.

В 1871 г. Артель распадается и образовывается более широкая организация – Товарищество передвижных выставок. Во главе – Перов, Крамской, Ге, Репин, и др. Корзухин является членом-учредителем «Товарищества», но не принимает активного участия, а в 1872 году выбывает из него.

 Большинство картин Корзухина 70—80—х годов по-прежнему посвящено правдивому изображению окружающей действительности, раскрытию светлых, человечных сторон в образах незаметных людей из низшего сословия.

Две самые известные картины Корзухина — «Перед исповедью» (1877) и «В монастырской гостинице» (1881) — были уже при их появлении по достоинству оценены передовой художественной критикой и сразу же приобретены П. М. Третьяковым в свою галерею, что уже и тогда значило войти в сонм лучших творений русской национальной школы живописи. В живых и полнокровных образах действительности, «выхваченных прямо из жизни» Корзухин сумел воплотить одно из тех реальных, общественных противоречий, которые были характерны для тогдашней русской жизни. Конкретность и типичность образов — главное достоинство обоих картин. Вот почему они представляют собой наиболее значительное и ценное из всего наследия Корзухина не только в смысле своего идейного содержания, но и в плане художественном.

 Корзухин создал целую галерею детских образов и по праву может считаться одним из наиболее чутких детских психологов в русской живописи. Достаточно напомнить такие его картины, как «Приезд отца из города» (1870), изображающую крестьянина, привезшего по гостинцу каждому из своих трех малышей; «Отправление кадета в корпус», прекрасно передающую образ мальчика-подростка, под угловатостью и нарочитой грубостью которого скрывается нежная, еще детская душа; образы детей в картинах «Перед исповедью», «В монастырской гостинице»; картину «Девочки в лесу», изображающую трех сбившихся в тесную кучку малюток, испугавшихся какого-то лесного шороха, и наконец образы детей в картинах 90-х годов — «Петрушка идет!», «Птичьи враги» и «У краюшки хлеба». Среди картин 90-х годов именно те, которые посвящены детям, являются наиболее полноценными и жизненными. Они не утрачивают ни своей правдивости, ни гуманистического отношения к действительности. Такова, например, небольшая по размерам, но очень теплая и проникновенная по своёму содержанию картина «У краюшки хлеба» (1890).