Основы теории экспертных оценок. Организация экспертного оценивания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3.6. Основы теории экспертных оценок

3.6.1.Сущность метода экспертных оценок

Повышение научного уровня управления сегодня не мыслимо без широкого привлечения математических методов и моделей. Однако полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их сложности, недостаточной полноты и достоверности информации. А это существенно затрудняет решение задач планирования, прогнозирования, оперативного управления и контроля, столь важных в различных областях человеческой деятельности, в том числе ‑ в военной области. В связи с этим на практике все шире используются методы экспертных оценок, под которыми понимают систему логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений [1]. Применение методов экспертного оценивания позволяет реализовать активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений.

Определение 3.6. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении специально сформированной группой экспертов многоэтапной процедуры интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой их суждений и формальной обработкой полученных результатов.

Указанные результаты используются в дальнейшем в качестве исходной информации для окончательного принятия решения соответствующими руководителями. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет нередко получить эффективное решение проблемы.

Характерными особенностями метода экспертного оценивания, как одного из научных подходов к решению неформализуемых или слабоформализуемых проблем, являются следующие:

‑ научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертного оценивания;

‑ применение количественных методов, как при организации экспертного оценивания, так и оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке полученных результатов.

Указанные особенности отличают метод экспертных оценок от давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Области применения метода экспертных оценок достаточно

обширны. Примерами задач, которые решаются на основе этого метода являются:

‑ задачи прогнозирования развития техники определенной области;

‑ задачи определения альтернативных вариантов принятия решений при оперативном управлении системой;

‑ задачи анализа и выбора вариантов структур АСУ;

‑ задачи выбора вариантов развития военно-технических систем (ее структуры, средств, технологии управления процессом создания эксплуатации и т.п.);

‑ задачи обоснования критериев оценки эффективности применения систем (объекта);

‑ задачи определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности (последовательности реализации);

‑ задачи распределения ресурсов (боевых средств) для достижения поставленных целей;

‑ задачи формирования («генерирования») перечня возможных альтернативных действий в различных предметных областях.

Перечень указанных задач может быть продолжен [1,4,6,7].

3.6.2. Организация экспертного оценивания

Организационно процедуры проведения экспертного оценивания могут включать в себя несколько этапов. При этом для проведения экспертного оценивания той или иной неформализуемой (слабоформализуемой) проблемы лицами, отвечающими за ее решение (или по-другому ЛПР), заранее формируется штаб руководства экспертным оцениванием, в состав которого входит группа управления экспертным оцениванием и ЛПР.

Первым этапом экспертного оценивания является подготовка (разработка) руководящего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В документе отражаются следующие вопросы:

‑ постановка задачи экспертного эксперимента;

‑ цели эксперимента;

‑ обоснование необходимости проведения экспертизы;

‑ сроки выполнения работ;

‑ задачи и состав группы управления;

‑ обязанности и права группы;

‑ финансовое и материальное обеспечение работ.

Данный документ готовится в штабе руководства экспертным оцениванием.

На втором этапе группа управления осуществляет работу по подбору экспертной группы и решение при этом следующих задач:

‑ уяснение решаемой проблемы;

‑ определение перечня областей деятельности, связанных с решаемой проблемой;

‑ определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности;

‑ определение количества и предварительного состава экспертов в группе;

‑ анализ квалификации экспертов и уточнение списка экспертов в группе;

‑ получение согласия экспертов на участие в работе;

‑ составление окончательного списка состава экспертов.

При подборе экспертов представители группы управления, организующие проведение экспертного оценивания, руководствуются следующими основными требованиями, предъявляемыми к эксперту:

‑ компетентность ‑ степень его необходимой квалификации в заданной предметной области, которая оценивается с помощью анкетного опроса, путем интервьюирования, анализом предыдущей деятельности [1,6,7];

Похожие материалы

Информация о работе