Основы построения технологии работы вокзалов. Организация уборки вокзальных помещений. Технология работы билетных касс, страница 6

Вместо многочисленных форм проездных документов система «Экспресс» предусматривает использование бумажной ленты, на которой билетопечатающие устройства печатают все необходимые данные (станции отправления и назначения, дату отправления, номер поезда, его категорию, категорию вагона, номер места, срок годности билета и др.). На оборотной стороне проездного документа приводится шифр, показывающий виды расчета и комиссионный сбор. Если пассажир следует с пересадкой, то внизу проездного документа указаны пункты проследования.

Билетопечатающие автоматы и машины установлены для ускорения обслуживания пассажиров в билетных кассах вокзалов.

Автоматизация и механизация билетно-кассовых операций не только облегчают труд кассира, но и исключают ошибки, возможные при немеханизированной продаже билетов.

Отечественную билетопечатающую машину «Волхов-2» применяют в би­летных кассах дальнего следования. Она представляет собой счетно-суммирующую и билетопечатающую машину. На картонной заготовке она печатает билеты и квитанции доплат, а на специальной ленте — контрольные билеты. Машина учитывает нарастающим итогом денежные поступления, количество проданных билетов, число выполненных операций и сбои в работе. Машина по­казывает на перфоленте очередные номера клише в порядке их использования. При вводе картонной билетной заготовки в специальное отверстие печатающего устройства включается электродвигатель. После того как билет будет отпечатан и подан в специальный лоток, электродвигатель выключается. На контрольной ленте, которая просматривается в специальное окно, параллельно повторяется печатание билета.

Порядок продажи билета сводится к следующему. Пассажир называет станцию назначения, номер поезда, количество требуемых мест, категории вагона и места. Кассир делает запрос старшему билетному кассиру и, получив ответ, приступает к выполнению заказа на машине. Он находит на вертикальной шкале название станции назначения и установочными барабанчиками на машине набирает номер поезда и дату отъезда, затем нажатием на заготовку печатает билет. По окончании дежурства кассир печатает контрольный билет, указывая на нем дату, время окончания дежурства и свою фамилию. Затем на отчетный бланк снимает показания суммирующих счетчиков и суммирует подразрядные показания, указывая дату, время окончания дежурства и фамилию кассира. Затем он протягивает контрольную ленту, на которой пишет дату, время и свою фамилию. Перфоленты машины используются в управлении дороги для обработки статистической отчетности на ЭВМ.

Отечественная билетопечатающая машина КЖ предназначена для печатания и выдачи единичных проездных билетов пассажирам в кассах пригородного сообщения, а также для механизации учета количества выданных билетов и денежных поступлений. Все операции копируются на контрольной ленте. В случае обрыва или окончания ее машина прекращает работу. Стоимость билета вводится в машину автоматически при нажатии на клавишу нужной зоны и требуемого вида билета. Клавиши вида билетов являются одновременно пусковыми, тем самым количество операций при работе на машине КЖ уменьшается до двух. Для подсчета количества проданных билетов по зонам машина имеет 34 электрических счетчика. Билеты нумерует автоматически специальный четырехзначный нумератор.

Билетный автомат с игольчатым компостером предназначен для продажи пригородных картонных билетов на участках с зонным тарифом. Автомат состоит из кассеты с запасом картонных билетов, отпечатанных типографским способом, механизма подачи их к компостирующему устройству и блока управления. Автомат имеет индивидуальный привод с передачей вращения через фрикционную электромагнитную муфту. Для получения билета нужно опустить в приемную щель монетника соответствующую монету, после чего включается электродвигатель. Реле времени в конце разгона двигателя включает муфту сцепления, которая приводит в действие механизм билетного автомата.