Основы построения технологии работы вокзалов. Организация уборки вокзальных помещений. Технология работы билетных касс, страница 2

25.2. Организация уборки вокзальных помещений

Вокзал убирают специальные бригады рабочих. Каждая из них прикреплена к определенному помещению или части территории. На некоторых вокзалах бригады уборщиков специализированы по видам работ (обтирка мебели, уборка залов, привокзальной площади, перрона и др.). На крупных вокзалах уборочные работы механизированы, что повышает их качество и снижает стоимость. В вокзалах со значительной высотой помещений для их уборки применяют телескопические вышки высотой 8,5; 12,5 и 20 м. Электрополомоечная машина заменяет труд десяти уборщиков. Чистая вода поступает на пол из бака вместимостью 50 л и растирается щетками. Длина машины 1240 мм, ширина 714 мм, высота с мачтой 1500 мм, масса 190 кг, скорость передвижения 1,5 км/ч, производительность  1000 мг/ч.

Для уборки помещений и платформ применяют передвижную ручную подметальную машину. Щетки ее, вращающиеся в направлении, обратном движению, собирают пыль и мусор в бункер. Длина машины 1000 мм, масса 41 кг. Универсальная уборочная машина применяется для уборки платформ и привокзальных площадей. Приводится в действие она от сети переменного тока, подметает, поливает, убирает лед и снег, посыпает площади песком. Зимнее оборудование — щетки, бак с песком и распылитель; летнее — бак с водой, более мягкие щетки и мусоросборник. Машина смонтирована на базе электротележки ЭК-2, скорость ее передвижения до 5,6 км/ч, производительность до 8 тыс. м2/ч. Для очистки вокзальных помещений от пыли используют промышленные пылесосы, а для влажной ручной уборки — гидропульты.

Помещение вокзала убирают не менее трех раз в сутки. Различают три вида уборки: суточную, систематическую и генеральную. Суточную уборку производят ежедневно в часы, когда сокращается движение поездов (обычно ночью). Параллельно с основными помещениями или в другое время убирают также все служебные помещения. Систематическую уборку делают по мере необходимости так, чтобы в вокзале постоянно соблюдались санитарно-гигиенические требования. Мытье полов горячей водой может быть заменено очисткой мокрыми опилками и щетками. Генеральную уборку выполняют раз в две недели. Помещение дезинфицируют, моют полы и др.

25.3.    Камеры хранения ручной клади

Камеры хранения ручной клади могут быть нескольких видов: стационарные (пассажиров обслуживают кладовщики), стационарные автоматические и передвижные. На крупных вокзалах камеры хранения также специализируют по отправлению (для отъезжающих пассажиров) и по прибытию (для прибывающих пассажиров). Это позволяет располагать их на пути следования пассажиров к поездам на посадку или после высадки из поездов при следовании в город. Если камеры хранения ручной клади для прибывающих и отправляющихся пассажиров находятся в одном помещении, их окна могут быть специализированы для приема и выдачи.

Для оплаты хранения ручной клади устанавливают автоматы АБ1-115. Автомат принимает 15-копеечную монету, печатает чек на бумажной ленте и вы­дает его пассажиру, а также выполняет счетные операции. Кладовщик, получив от пассажира чек, выдает ему специальный жетон. Чек и дубликат жетона прикрепляют к принятому месту, которое устанавливают на стеллаже согласно номеру жетона. На чеке кладовщик записывает фамилию владельца ручного багажа. Получая ручную кладь, пассажир сдает кладовщику жетон и называет свою фамилию. Кладовщик отыскивает багаж, сверяет дубликат и жетон, а также фамилию пассажира, после чего выдает ручную кладь владельцу. Жетон возвращается на отведенное для него место.

Пользуясь автоматической камерой хранения, необходимо открыть дверь ячейки, положить в нее ручной багаж, набрать на шифраторе с внутренней стороны дверцы любое четырехзначное число, опустить в приемную щель 15-копеечную монету и закрыть дверцу. В момент закрытия ригель попадает в специальное отверстие и замыкает дверцу ячейки. При этом электрическая цепь питания электрозащелки разрывается и ее сердечник опускается, запирая ригель в выдвинутом положении. Для получения ручной клади из ячейки нужно установить на переключателях шифратора с наружной стороны дверцы четырехзначное число, ранее набранное пассажиром на внутреннем шифраторе, опустить 15-копеечную монету и открыть дверцу.