Методы системного анализа. Задачи и области применения прогнозирования. Классификация методов прогнозирования, страница 7

варианта условных (гипотетических, еще не созданных) двигателей, содержащих по одному простому элементу (из каждой группы элементов, входящих в 11 строк морфологического ящика), работающих на химическом топливе [4]. Учет существовавших в то время (1942-1943 гг.) технических и технологических ограничений позволил Цвикки сократить общее число вариантов двигателей до 25344. Дальнейшая детализация и учет конструктивных и технологических особенностей процесса создания реактивных двигателей позволил выделить 576 возможных вариантов их реализации, в том числе и те варианты, которые были положены в основу создания секретных германских самолетов-снарядов «Фау-1» и ракет «Фау-2» с импульсными двигателями.

В заключение данного параграфа необходимо подчеркнуть, что ценность морфологического анализа состоит в том, что за счет структурирования (упорядочения) процесса мышления исследователю удается при прогнозировании сгенерировать новую информацию, касающуюся таких комбинаций свойств, исследуемых объектов, которые, по словам Ф.Цвикки, при «несистематической умственной деятельности вообще ускользают от внимания» [4].

3.5. Метод построения прогнозного сценария

Рассматриваемый метод используют, как правило, на первом этапе реализации процедуры комплексного прогнозирования. При этом сценарий составляется на определенную тему, непосредственно связанную с целевым предназначением прогнозируемой системы. Он, по сути, представляет собой упорядоченное во времени описание последовательности будущих состояний системы, обусловленных причинно-следственными связями типа «состояние-состояние» и «внешние факторы‑состояние». Таким образом, сценарий может рассматриваться как словесная (вербальная) логико-эвристическая динамическая модель системы. В связи с наличием различных вариантов принятия промежуточных решений и воздействий прогнозного фона (среды) сценарий во многих случаях имеет многовариантный характер, то есть описывает несколько логически обоснованных последовательностей состояний (событий) ОП.

К настоящему времени еще не разработано единых правил по написанию сценариев. Анализ показывает, что в общем случае сценарий может состоять из нескольких частей. Так, например, в работе],сценарий включает в себя вводную часть, основное содержание и заключение.

В свою очередь вводная часть содержит:

а) описание генеральной цели, стоящей перед системой, и обоснование темы сценария;

б) анализ общей обстановки в рассматриваемой области;

в) описание имеющихся людских, финансовых и технических ресурсов;

г) описание совокупности внешних по отношению к ОП условий (факторов), существенных для решения задач прогноза (описание прогнозного фона).

Основная часть сценария связана с разработкой различных альтернативных вариантов достижения глобальной (генеральной) цели, стоящей перед ОП, с учетом воздействия прогнозного фона. При этом на содержательном уровне проводится последовательный анализ возможных состояний системы на период упреждения прогноза (см. рисунок 3.1) с указанием различных вариантов выдачи управляющих воздействий при возникновении конфликтных и критических ситуаций. В заключительной части сценария должны содержаться выводы о возможности достижения глобальной цели, а также анализ тех результатов, которые могут быть получены в процессе воздействия на ОП. При этом перечисляются основные мероприятия, которые необходимо провести для реализации разработанных сценариев.

Сценарий может быть составлен на основе проведения стратегической или операционной игры специально отобранных специалистов (экспертов). Для проведения игры, в свою очередь, пишется предварительный сценарий, в котором распределяются роли, отведенные участникам, исходные данные, правила игры. Запись ходов игроков в процессе игры и соответствующий их анализ позволяет построить основной сценарий.

В заключение отметим, что для перехода к математическому описанию и количественной оценке характеристик ОП часто на основании сценариев осуществляют построение дерева целей и задач, стоящих в будущем перед исследуемой системой.

Данное дерево представляет собой древесный граф, построенный по правилам исследовательского логического расчленения генеральной цели на подцели первого уровня, подцелей первого уровня на подцели второго уровня и т.д. Метод построения указанного дерева в ряде случаев еще называют таксономией (греч. taxis - расположение в порядке, nomos - закон) целей. Элементы каждого уровня целей рассматриваются по отношению к связанным с ними элементам нижестоящего уровня как цели, а по отношению к элементам вышестоящего уровня ‑ как задачи, которые должны быть решены для обеспечения достижения целей.