Использование возможностей Новороссийской перевалочной базы, страница 2

В частности, через припортовую станцию Новороссийск в январе 2003 года перевезено 1513 тыс. тонн экспортных и транзитных грузов, что составляет около 50% от общего объема перевезенных экспортных и транзитных грузов припортовыми станциями СКЖД. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1017 тыс. тонн) рост объемов перевозок составил 469 тыс. тонн или 48, 8%. Перевозки черных металлов через порт Новороссийска возросли с 548 тыс. тонн до 708. тыс. тонн, что составляет прирост на 129%. Отмечается резкий рост перевозок нефтяных грузов с 0,5 тыс. тонн до 84,4 тыс. тонн. Это связано с проведенной реконструкцией на комбинате «Импортпищепром». Предприятие имеет емкости под топливо дизельное – 23 тыс. тонн, мазут – 5 тыс. тонн, готовятся емкости под нефть сырую – 60-70 тыс. тонн, что делает возможным перевалку нефтегрузов в объеме 1 млн. тонн в год. Однако в полной мере эксплуатация комплекса на данный момент невозможна, вследствие недостаточно технологического развития станции Новороссийск, отсутствия необходимых приемоотправочных и выставочных путей. Поэтому необходимо переустройство грузовых парков станции.

Также необходимо заметить резкий рост перевозок зерновых грузов через Новороссийский комбинат хлебопродуктов (элеватор) и по прямому варианту через НМТП. В январе 2003 года было перевезено на экспорт 335. тыс. тонн, что составило прирост в 289%.

 Нефтеперевалочная база «Шесхарис» (ст. Грушевая) в январе 2003 года перевалила с ж.д 513 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, что составило 166% к январю прошлого года. Есть возможность перевалки еще большего количества нефти и нефтепродуктов, но в связи с частым отсутствием свободных емкостей нефтебазе приходится отказывать в приеме груза. Это приводит к систематическим непроизводительным простоям груженых цистерн в ожидании выгрузки.

МПС и СКЖД проводят работу по еще большему увеличению экспортных перевозок через порты. Приняты программы перспективного развития припортовых транспортных узлов и ж.д. подходов к ним. Активно ведется работа по созданию логистического центра, призванного за счет внедрения информационных технологий сократить простои вагонов с экспортными грузами и тем самым увеличить пропускную способность, что в свою очередь позволит привлечь дополнительные объемы экспортных грузов. Предлагается расширить существующие и построить новые элеваторы, развивать зерновые терминалы. При данной ситуации с состоянием и объемами переваливаемых грузов в порту Новороссийск, отмечаются следующие моменты в части увеличения перевозок экспортных грузов:

-  увеличение экспорта зерна через элеватор Новороссийска, а также освоение прямого варианта перевозки зерновых в порту;

-  создание логистического центра.

В отношении  логистического центра можно сказать, что его создание позволит:

- реализовать логистическую концепцию управления функционированием транспортных узлов, связанную с установлением партнерских взаимовыгодных отношений между различными видами транспорта и другими участниками перевозочного процесса;

- внедрить прогрессивные технологии транспортного процесса, включая информатизацию грузодвижения, развитие контейнерных и контрейлерных перевозок грузов;

- сформировать региональную интегрированную информационную систему, соместимую с автоматизированными системами управления всех видов транспорта, в частности с СФТО, применяемой на железнодорожном транспорте.

Прогноз перевозок экспортных и транзитных грузов через станцию Новороссийск на 2003 год в целом положительный, если опираться на итоги первого и самого сложного месяца работы в этом году. Также в пользу увеличения объемов перевозок говорят цифры за 2001 и 2002 год. В 2001 году перевозки экспортных и транзитных грузов на станцию составили 11268 тыс. тонн, а в 2002 – 15565 тыс. тонн, что составило прирост на 38,1 %. В принципе прослеживается тенденция на поэтапное увеличение объемов перевозок и в 2003 году есть вероятность достижения объема перевозок экспортных и транзитных грузов в размере 18 – 21 млн. тонн.

Вывод: Наличие множества недостатков в материальной и технологической основе станции и порта не позволяет максимально использовать возможности Новороссийской перевалочной базы, но вопреки этому наблюдается курс на увеличение качества и количества предоставляемых услуг, чему, как всегда, препятствует постоянная нехватка финансирования.