Современное состояние средств механизации в электролизе, страница 2

Большинство параметров (кроме электрических), характеризующих технологический режим электролизных ванн, не поддается автоматиче­скому измерению, так как из-за агрессивных свойств расплава и высо­той температуры погруженные датчики быстро выходят из строя. Для оценки выходного параметра, оценивающего эффективность работы электролизера, - выхода по току, ВНИКИ "Цветметавтоматика" (ВНИКИ ЦМА) выпускает опытно-промышленные установки, в которых исполь­зуются результаты контроля содержания С02 в выделяющихся анодных газах.

Механизация извлечения штырей из анодов электролизных ванн пред­ставлена пневмо- и пневмогидравлическими машинками ударного и без­ударного принципа действия различного конструктивного исполнения. Штыри на верхний горизонт забивают переносными пневматическими ма­шинками ударного действия.

Требует разрешения проблема создания рациональной конструкции узла шинка-штырь, который в значительной степени определяет расход технологической электроэнергии, уровень трудозатрат и сложность об­служивающих машин. Ручная сборка при существующей системе клиново­го контакта требует от рабочего значительных физических усилий, особен­но на ваннах повышенной мощности. Основная задача, которую необходи­мо решать сегодня, это разработка контакта и механизма для контактиро­вания, которые позволили бы рабочему при переключении штырей нахо­диться вне зоны интенсивного тепло- и газовыделения. Кроме того, необ­ходимо создать такую конструкцию подвески анода, которая позволила бы исключить операции подъема спусков и взятия анодов на временную подвеску.

Несравненно выше уровень механизации основных технологических операций для электролизеров с верхним токоподводом, чему способст­вует верхнее расположение штырей и открытый верх анода. Наряду с иден­тичными с боковым токоподводом машинами для пробивки корки, кото­рые для мощных ванн верхнего токоподеода существенно реконструиро­ваны и усилены, цехи оснащены высокопроизводительными машинами типа МП К с рабочими органами кривошипно-шатунного типа. Их компо­нуют на базе агрегатных узлов самоходных шасси Т-16М (СШ-20). Для раздачи глинозема широко внедряют высокопроизводительные машины типа МРГ. Переход на машины из покупных и стандартных узлов позволят организовать агрегатный ремонт, значительно упрощает зксплуатационное обслуживание машин и механизмов.

В настоящее время на новых заводах сооружаемые корпуса элект­ролиза оборудуют напольно-рельсовыми машинами портального типа МНР с рабочим органом — приводной фрезой. Благодаря рельсовые направляющим машины работают более устойчиво и надежно, а электри­ческие приводы механизмов обладают лучшими эксплуатационными характеристиками и могут иметь дистанционное управление. По технологическим и иным соображениям (необходимость обработки гарнисажа, гашение анодных эффектов и пр.), наряду с указанными машинами имеется парк легких быстроходных машинок.

Автоматическое питание глиноземом на электролизерах с верхним токоподводом пока практически не применяется. Поэтому механизиро­ванное питание глиноземом ванн верхнего токоподвода на данном эта­пе может быть достигнуто внедрением высокопроизводительных машин. Однако пока не удалось добиться заметного увеличения производительности труда электролизников без существенного усовершенствования технологии: сокращения частоты анодных эффектов, ликвидации опера­ции снятия угольной пены, случаев протека пека и жидкой анодной массы, образования (неровностей) конусов на подошве анода.

Чтобы повысить уровень механизации загрузки анодной массы и вы­свободить мостовые (штыревые) краны при существующей бункерной загрузке, создают машины напольного транспорта, которые позволили бы рабочему не находиться в зоне над анодного пространства.