Расчёт показателей тяговых свойств трактора для заданных условий. Расчёт оптимального состава и показателей работы машинно-тракторных агрегатов: Методическое пособие для выполнения практического задания, страница 6

,                                                          (2.3)

где  k0 - удельное тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины при скорости движения υо = 5 км/ч, кН/м;

υрн - рабочая скорость трактора на данной передаче из числа возможных, км/ч;

Δс  - темп нарастания удельного тягового сопротивления в зависимости от скорости агрегата, %.

Значение k0 принимают из исходных данных, υрн - из тяговой характеристики трактора, а Δс - из приложения З.

Определив  kм  на выбранных скоростях движения по формуле (2.3), определяют тяговое сопротивление  Rм  рабочей машины по формуле (2.2), далее по формуле (2.1) - максимально возможное число  nм  машин в агрегате и округляют его до целого числа в сторону уменьшения.

Для прицепного тягового пахотного агрегата определяют число  nкор  плужных корпусов, которые нормально загрузят трактор на выбранных передачах с округлением до ближайшего целого меньшего числа, по формуле

,                                                              (2.4)

где Rкор - тяговое сопротивление одного плужного корпуса, кН.

,                                                    (2.5)

где   h     - глубина вспашки, м;

bкор - конструктивная ширина захвата одного корпуса плуга, м;

kпл  - удельное тяговое сопротивление плуга, кН/м2;

gкор - вес плуга, приходящийся на один корпус, кН;

C    - поправочный коэффициент, учитывающий вес почвы на корпусе плуга.

Численные значения  h  и  α  принимают из исходных данных, а  bкор  - из технической характеристики плуга [4 и др.].

Удельное тяговое сопротивление  kпл  плуга рассчитывают по формуле

.                                                       (2.6)

Вес плуга, приходящийся на один корпус, определяется по выражению

,                                                                                        (2.7)

где  Gпл  - вес плуга, кН;

nкор - число корпусов плуга данной марки.

В предварительных расчётах (марка плуга ещё не известна) принимают gкор = 2…3 кН. Поправочный коэффициент  C  зависит от глубины вспашки  h  и принимается в пределах  C = 1,1…1,4  (C = 1,2  при  h = 0,22…0,25 м).

При расчётах состава агрегата для лущения стерни тяговое сопротивление  Rм  рабочей машины определяют по формуле (2.2) при конструктивной ширине захвата  bк = 5 м, так как ширина захвата основных отечественных лущильников кратна пяти метрам. Аналогично для агрегатов на прикатывании почвы тяговое сопротивление рабочей машины определяют для секции с шириной захвата  bк = 2 м.

2.1.2 Расчёт тягового сопротивления сцепки

По принятому целому числу  nм  машин в агрегате  подбирают необходимую марку сцепки, по технической характеристике которой уточняют тяговое сопротивление сцепки по формуле

,                                                                     (2.8)

где   Gсц - вес сцепки, кН [4 и др.];

fсц  - коэффициент сопротивления перекатыванию ходовых колёс сцепки при движении (таблица В.2).

2.1.3 Определение общего тягового сопротивления МТА

Общее тяговое сопротивление МТА (кН) на возможных передачах трактора (кроме пахотных агрегатов) определяют по выражению

.                                                                             (2.9)

Для пахотного агрегата общее тяговое сопротивление (кН) рассчитывают по выражению

.                                                      (2.10)

2.1.4 Расчёт степени загрузки трактора

Степень загрузки трактора по силе тяги на возможных передачах оценивают коэффициентом  ξт  использования тягового усилия, определяемого по формулам:

- для пахотного агрегата

;                                                                         (2.11)

- для остальных агрегатов

.                                                                         (2.12)

2.1.5 Выбор состава МТА и основной передачи трактора

Состав агрегата и основную передачу окончательно выбирают по наибольшему значению коэффициента  ξт  использования тягового усилия трактора. При этом должно выполняться условие