Машины и механизмы для разрушения электролитной корки, страница 2

Физико-механические свойства электролитной корки в статических и динами­ческих режимах позволяют сравнить ее с породами, встречающимися при разра­ботке угольных месторождений. Это дает основание использовать для разруше­ния корки принцип работы угольных комбайнов с повышенными режимами реза­ния. В алюминиевой промышленности применяют статический способ разрушения корки одинарными или двойными фрезами. Фрезы бывают с мелким (рис. 26, а) или крупным зубом (рис. 26, 6), иногда в виде дисков со спицами (рис. 26, в). Изготовляют фрезы приводные или свободно насаженные на ступицу; в отечест­венных машинах применяют только приводные.

На старых заводах, оборудованных ваннами малой мощности с боко­вым токоподводом, для разрушения электролитной корки применяли ручные механизмы. В связи с техническим перевооружением алюминие­вой отрасли такие механизмы сейчас почти не используют. В настоящее время операции по разрушению корки электролита полностью механи­зированы.

Основной тип машин, обеспечивающих механизированную обработ­ку электролизеров с боковым и частично с верхним токоподводом, пред­ставлен самоходными напольными машинами с пневмоприводом пере­движения и пневматическим рабочим органом (рис. 16). Они отличаются компоновкой, типом привода перемещения, приводом поворотной ко­лонки, габаритами и т.п.

Самоходные машины данного типа имеют следующие основные узлы: 1. Самоходные шасси, выполненное в виде сборной рамы, установлен­ной на ходовую часть, которая состоит из переднего рулевого и заднего ве­дущего мостов. Вращающий момент с двигателя (пневмодвигатель ДРУ-5У) на колеса передается при помощи цепных передач через распредели­тельный вал

Рис. 16. Машина для пробивки корки с верхней установкой пневмоцилиндра и пово­ротной колонкой:

1-передний рулевой мост; 2-механизм поворота колонки; 3-рама;

4-задний мост; 5-хобот с пневмоломом; 6-цилиндр подъема хобота;

7-рулевое управ­ление; 8-поворотная колонка

или с помощью зубчатого редуктора. В машинах с цепным приводом перемещения движение от пневмодвигателя передается блоку звездочек промежуточного вала, от которого также цепной передачей на звездочки, укрепленные на ступицах колес. Благодаря такой конструкции заднего моста уменьшается ширина машины, которая становится прохо­димой в узких местах между электролизерами.

2. Поворотная колонка в виде сборной коробки. Ранее поворот коло­нок не был механизирован. После модернизации изготовляют приводные колонки. Вращающий момент, необходимый для поворота колонки, передается с распределительного вала при помощи цепной и червячной передач.

3. Стрела из стального проката. В качестве привода подъема и опуска­ния стрелы используют пневмоцилиндр (с верхним расположением на конце стрелы или с нижним — в средней части стрелы), Пневмоцилиндр поджимает пневмомолоток к электролитной корке или наносит единичные удары с целью повышения эффективности разрушения.

4. Рабочий орган — пневмомолоток типа ПЛ с энергией удара Е = 0,7- 0,8 Дж, шарнирно прикрепленный на стреле. Для изменения угла встре­чи пневмрмолотка с коркой электролита его поворачивают вручную с по­мощью тяги и рычага.

5. Система управления машиной, состоящая из золотниковых и кра­новых распределителей. Колея машины составляет 530—1030 мм. Сила нажатия на молоток Р = 150 -190 кгс.

Машины рассматриваемого типа конструктивно просты, надежны в работе, но имеют ряд существенных недостатков: невозможность обра­ботки электролизеров при непрерывном движении; низкая производи­тельность, особенно при обработке углов из-за малой мощности механиз­ма разрушения корки; зависимость от источников сжатого воздуха; тяжелые условия работы машиниста ввиду отсутствия защиты от теплового излучения, газовыделений, пыли, вибраций при работе пневмомолот­ка, сотрясения машины при поджиме, больших физических нагрузок при управлении.

На Днепровском алюминиевом заводе создана машина с дистанцион­ным управлением, позволяющая рабочему не находиться во вредной зоне и не испытывать вибрационные нагрузки. Она выполнена в виде самоход­ной тележки на гусеничном ходу, на платформе которой смонтирована поворотная колонка с несущей стрелой и рабочим органом. Машина снаб­жена пневмодвигателем, механической трансмиссией из блоков шестерен, пневмопробойником, пентографной системой отклонения пики (рис. 17). Техническая характеристика: производительность для электролизеров силой тока 60 кА 35—40 сторон ванн в час; радиус поворота 0,7 м; энергия единичного удара 0,7 Дж; габариты 1200Х600 мм, высота 1800 мм, масса машины 890 кг.

Рис. 17. Машина конструкции ДАЗа:

1-ведущий мост; 2-пневмомолоток; 3-пентрографная подвеска; 4-воздухо­распределитель; 5-стояк для системы подвода воздуха; 6-демпфер;

7-цилиндр; 8-пульт дистанционного управления; 9-поворотная колонка;

10-стояк к пневмодвигателю; 11-тракт; 12-блок золотников;

 13-цилиндр поворота; 14-сильфон; 15-блок шестерен; 16-пневмодвигатель.

Электролизный цех №2 БрАЗа (1975год).