Отчет о научно-исследовательской работе "Развитие проекта «ТЭО берегоукрепления восточной части Финского залива». Исследование гидрологического режима в прибрежной зоне Курортного района Санкт-Петербурга", страница 41

О размыве берегов мыса Дубовский уже говорилось выше. Бухта между м. Дубовский и м. Таркала настолько покрыта ПВР, что береговая линия здесь просматривается лишь небольшими пятнами. Сопоставление АФС 1990 г. и КС Quick Bird 2005 г. показало (рисунок 4.31), что видимых следов размыва берегов на этом участке не обнаруживается. Следы размыва прослеживаются лишь на южной стороне м. Таркала и на самой оконечности мыса. Остальная часть берега вплоть до техногенного его участка у основания КЗС стабильна.

Следы заполнения входящего угла у основания дамбы незначительны. Очевидно мощность ВПН здесь крайне мала.

Рисунок 4.31 Схема динамики береговой зоны участка м. Дубовский - Горская, составленная на основе сравнения крупномасштабных АФС 1990 г. и КС QuickBird 2005 г

Основные выводы

Сравнительный анализ строения береговой зоны Курортного района по крупномасштабным АФС 1990 г. и КС высокого разрешения Quick Bird 2005 г. показал, что в настоящее время здесь наблюдается чередование участков размывающегося и стабильного берега. Участки нарастающего берега практически отсутствуют и приурочены, главным образом к устьевым частям водотоков.

Сравнение ситуации с более ранними (1959,1982 г.) снимками, имеющимися на отдельные участки, показало, что расположение участков размывающегося и стабильного берега здесь, в общем, постоянно. Постоянно также расположение участков и конфигурация подводных песчаных валов, а также положение мест заполнения входящих углов - с западной стороны препятствий. Все эти факты свидетельствуют о постоянстве в течении значительного времени характера и направленности берегоформирующих процессов и о существовании постоянного, направленного с запада на восток вдольберегового потока наносов. Подсчитанная по снимкам скорость размыва и отступания береговой линии сравнительно невелика и составляет максимум 2 м/год (пляж на изгибе берега у п. Солнечное), но чаще всего скорость размыва составляет порядка 0,5 м/год. При этом следует учитывать, что на момент съемки береговая линия может занимать случайное положение в результате кратковременных колебаний уровня моря или штормовых воздействий. Поэтому более надежные подсчеты следует проводить по положению уступа размыва низкой террасы. Размыв берега на значительных участках БЗ Курортного района сдерживается берегоукрепительными сооружениями различных типов, большинство из которых малоэффективны и быстро разрушаются.

Установленный факт подъема уровня Мирового океана и расположение в пределах Курортного района участков с нисходящими движениями земной поверхности предопределяет дальнейшее усиление тенденции к размыву береговой зоны Курортного района и требует применения здесь более эффективных способов защиты. В условиях существования постоянного, но недонасыщенного потока наносов, наиболее эффективным способом защиты берега здесь представляется искусственная подпитка ВПН приурезовой части песчаным материалом.

Сравнительное дешифрирование крупномасштабных АФС и КС высокого разрешения (2-3 м) показало пригодность последних к исследованию динамики береговой зоны. Вместе с тем по этим КС часто трудно точно определить положение линии уреза воды, положение уступа низкой морской террасы и многие другие важные детали строения береговой зоны. В этом смысле крупномасштабные АФС (1:5 000, 1:10 000) имеют заметное преимущество, повышающееся еще за счет возможности использования их стереоскопического дешифрирования.

В последнее время опубликован ряд работ, в которых говорится о недооценке сейсмической опасности в Северо-Западном регионе. Дешифрирование космических снимков позволило выявить здесь большое количество линеаментов, которые подтверждают наличие блоковой структуры района, что является предпосылкой возможных сейсмических проявлений.

В  восточной  части  Финского  залива, и в прибрежной зоне Курортного района, в том числе,  в связи с началом в 2006 г. осуществления проекта «Морской Фасад Санкт-Петербурга» ожидается повышение уровня антропогенного  влияния  на  процессы  седиментогенеза.