Балтийское море. Морфология бассейна, климат, осадки, соленость. Содержание кислорода и фосфатов. Экономическое использование района, страница 6

Приливные колебания уровня невелики. Приливы полусуточные, величина их в разных пунктах изменяется от 0,7 до 0,1 м в направлении с запада на восток (в Киле 0,7 м, в Кронштадте 0,1 м). В Ботническом заливе величина прилива до 0,6 м.

Небольшие размеры моря и малые глубины, а также умерен­ные ветры, преобладающие над морем, обусловливают в среднем небольшое волнение. Весной и летом волнение обычно не превы­шает трех и лишь в отдельных случаях пяти баллов. Осенью и зи­мой волнение в центральной части может достигать семи-восьми баллов. В заливах оно меньше даже в эти сезоны, так как их по­верхность покрывается льдом. Волны Балтийского моря короткие и крутые. Даже при ветре в восемь-девять баллов высота волн в открытом море не более 2,5—3,5 м, а длина их 40—70 м. Ветры меньшей   силы   вызывают   невысокую   волну    (1,0—1,5   м).

Ледообразование.

Часть Балтийского моря ежегодно покрывается льдом. В се­верной половине Ботнического залива первый лед появляется уже в октябре, но в основном ледообразование начинается в ноябре. Максимального развития ледяной покров достигает в начале марта. К этому времени неподвижный лед занимает северную часть Ботнического залива, район Аландских шхер и восточную часть Финского залива. В открытых районах северо-восточной части моря наблюдаются плавучие льды. В Рижском заливе лед также образуется ежегодно, но неподвижного льда здесь мало, он образуется только вдоль берегов, центральная же часть по­крыта плавучим льдом. Западнее о. Борнхольм лед появляется только в суровые зимы.

Толщина льда зависит от суровости зимы. Припай имеет тол­щину 50—70 см, но в суровые зимы толщина его может достигать 1 м. Толщина плавучих льдов 40—60 см.

Таяние льдов начинается в конце марта—начале апреля. Очи­щение моря происходит в направлении с юго-запада на северо-во­сток. В мае обычно море очищается ото льда, за исключением Бот­нического залива, в северной части которого лед исчезает в начале июня, а после суровых зим плавучий лед здесь может встречаться и в середине июня.

Экономическое использование района.

Природные условия Балтийского моря являются важной пред­посылкой его экономического использования. Велико значение моря как транспортной магистрали, соединяющей многие европей­ские страны с портами всего мира. Сообщение осуществляется как через Датские проливы, так и по искусственному Кильскому каналу. Наиболее крупными портами моря являются Ленинград, Таллин, Рига, Лиепая, Вентспилс, Клайпеда, Калининград (СССР), Щецин, Гдыня, Гданьск (Польша), Росток с аванпортом Варнемюнде, Штральзунд, Засниц, Висмар (ГДР), Любек, Киль, Фленсбург (ФРГ), Стокгольм, Мальме (Швеция), Хельсинки, Турку, Котка (Финляндия) и в прол. Эресунн — Копенгаген (Дания).

В Балтийском море издавна большое значение имел рыбный промысел. В настоящее время основную роль играет промысел салаки, однако добывается также килька, треска, сиг, угорь, минога, корюшка, лосось. В вершинах заливов ведется добыча водо­рослей.

На побережье Балтики распространены россыпи янтаря, до­быча которого производится вблизи Калининграда. На дне моря обнаружены промышленные запасы нефти.

Список используемой литературы.

1.  «Моря мирового океана» В.Ф. Суховей, Ленинград, Гидрометиздат, 1986

2.  Интернет: http://gorchev.lib.ru/ik/Predystoriya%20SPb_1703god/Pre_images/Lednik.gif

3.  Интернет: http://hmc.hydromet.ru/sea/balt/ssh/balt.png

4.  Интернет: http://planet.iitp.ru/Oper_pr/imagesOP/terra5.jpg

5.  «Региональная океанология» Доронин Ю.П.