Философия и методология науки. Типы коммуникации в науке. Современная философия науки. Современная наука и новый рационализм. Будущее науки

Страницы работы

28 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Глава    Философия и методология науки.

Философия науки – это особое направление в философии, которое имеет своим содержанием изучение основных параметров науки. Кроме того, – это раздел различных философских направлений (феноменология, неотомизм, Франктфуртская школа неокантианства). Возникновение этого раздела философии во второй половине XX века вызвано, прежде всего, потребностью в осмыслении социально-культурных функций науки в условиях научно-технического прогресса.

Философия науки в первом значении, как специфический вариант философии, как философское направление, возникла веком раньше. В центре ее внимания были гносеологические (теоретико-познавательные) проблемы науки. В середине XX века она также сосредоточились на социальных проблемах научно-познавательной деятельности.

Несмотря на это различие между философией науки как особым направлением в философии и как разделом какого-либо общефилософского учения не исчезло, так как в первом случае философия науки тождественна всему содержанию той или иной концепции, а во втором – представляет собой только аспект более широкой философской концепции, немыслимый вне связи с ней. В целом же в настоящее время философия науки с ее тематикой, концептуальным аппаратом и стержневыми проблемами вызывает интерес различных философских школ и течений в качестве самостоятельного направления.

Как особая область исследования философия науки оформилась в середине XIX века в работах Уильяма Уэвелла, Джона Стюарта Милля и Огюста Конта. Их исследования были посвящены логике и методологии науки. В начале XX в. в связи с революцией в естествознании интерес к философии науки повысился. В 20-х – 30-х гг. XX века члены “Венского кружка” заявили о том, что логика и философия науки исчерпывает все содержание философского мышления. Это был так называемый неопозитивизм. На смену ему в 50-х – 70-х гг. пришли постпозитивистские концепции философии науки, в которых особое внимание обращалось на проблемы исторического развития науки, на ее связь с социальными и культурными процессами. Философия науки привлекает все больший интерес и отечественных исследователей.

§ 1. Понятие науки и ее основные функции.

Термин “наука” употребляется в двух основных значениях: в англоамериканской традиции он является синонимом естествознания, в европейской и российской обозначает все знания о мире как естественные, так гуманитарные. Что же такое наука? Это деятельность по получению нового знания, а также результаты этой деятельности отражающие существенные, закономерные стороны действительности в абстрактно-логической , системной форме.

Наука возникает и оформляется в конце первого тысячелетия в Древней Греции. Именно здесь создается специфический язык науки, характеризующийся четким и точным понятийным аппаратом. Характерной чертой науки является то, что она имеет дело с идеальной реальностью: абстракциями, понятиями, суждениями, умозаключениями и т. д. Заслуга открытия этого параллельного миру вещей идеального мира также принадлежит древнегреческим мудрецам. Они с удивлением обнаружили, что операции с идеальными объектами значительно эффективнее и практически продуктивнее, чем действия с материальными вещами. Зарождение науки связано с пониманием того, что сущность вещей совсем другая, нежели она предстает в непосредственном созерцании, что постижение этой сущности требует специально организованных процедур.

Наука в ее современном понимании оформляется в эпоху Возрождения и Нового времени в XV-XVIII веках. Ее возникновение связано с именами Коперника, Галилея, Кеплера, Бэкона, Декарта и Ньютона. Именно они открыли новую стадию в развитии науки – математически-экспериментального естествознания. Все это произошло тогда, когда общество было готово принять новую науку, нуждалось в ней как основе развивающегося капиталистического производства.

В это время наука выступает не только как специфический тип духовного производства и воспроизводства, но и как особый социальный институт. Появляется прослойка людей, профессионально занимающихся наукой. Наука становится главным содержанием образования. Науку, ее институты – лаборатории, исследовательские центры, академии и светскую систему образования поддерживает и финансирует государство. Необычайно вырос авторитет науки и ее творцов. “В глазах Англии XVIII в. Ньютон был “новым Моисеем”, которому бог явил свои законы, начертанные на скрижалях... вся английская нация торжественно отмечала небывалое событие: человек впервые открыл язык, на котором говорит (и которому подчиняется) природа...”[1]  К концу XIX в. имя Ньютона стало нарицательным для обозначения всего образцового”1). Английский поэт XVIII в. Александр Поуп (1688-1744) следующим образом описал эту ситуацию в “Проекте эпитафии на могиле Ньютона, скончавшегося в 1727 г.”:

Кромешной тьмой был мир окутан,

И в тайны естества наш взор не проникал,

Но Бог сказал: “Да будет Ньютон!”

И свет над миром воссиял.[2]

Ньютоновский период казался золотым веком классической науки, однако этот период закончился в конце XIX века, возникла новая, более последовательная концепция науки и природы, которая прокладывает путь к новому объединению знания и культуры.

История новой науки подразделяется на три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный).

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
119 Kb
Скачали:
0