Спор о природе человека, идеале правления и мировой гармонии в древнекитайской философии, страница 2

–  благородный  муж  непременно  достигает  высокого  социального  статуса  (т.е.  достичь  правящего  положения  может  каждый,  потому  что  каждый  может  достичь  нравственного  совершенства)

–  также  благородным  мужем  Конфуций  называет  правителя  (он  благородный  муж  по  праву  рождения)

–  пять  качеств  благородного  мужа:

×  жень - человеколюбие (то человеческое в человеке, что делает его подлинно человеком)

×  ли - ритуал

×  синь - искренность,  прямота

×  чжи - знание, ум

×  и - долг,  справедливость

–  следование  дао  воплощается  в  следовании  ритуалу  (ли):

×  сяо - сыновья  почтительность

×  чжен  мин - "исправление  имен"  (государь  должен  быть  государем, сын - сыном)

–   отличие  образованного человека  от  мудрого  в  том,  что  образованный  может  дать  только  тот  ответ,  который  он  знает,  мудрый же  рассмотрит  каждый  вопрос  с  нескольких  сторон

–   время есть  движение по  кругу,  поэтому  не  нужно  ничего  менять  ("Кк  узнать  будущее?"  "Оглянуться  в  прошлое")

–   лживых  людей нужно  отстранять  от  власти,  чтобы  они,  глядя  на  честных  людей,  нравственно  совершенствовались

Даосизм:

–  начало  и  завершение всего  есть  дао;  дао  безымянно  и  безгранично

–  дао,  имеющее  имя   и  ограниченное  в вещах - дэ

–  центральная  фигура  философской  системы - жэн  жэнь,  совершенно  мудрый  (существует  легенда  о  том,  что  Лао-цзы,  основатель  легизма,  пробыл  80 лет  во  чреве матери  и  родился  стариком,  т.е.  он  был  совершенно  мудрым  от  рождения)

–  мудрость  жэн  жэня в его  пассивности,  недеянии,  безусловном  следовании  дао;  нужно  исключить  имена  и  вернуться  к  цзы  жань  (естественности,  первобытному  состоянию)

–  смысл  следования  дао  и  невмешательства  в  жизнь  в том,  чтобы не  нарушить  равновесие  инь  и  ян

–  идеальный правитель  не  должен проводить  никаких  реформ,  т.к. он  не  может  знать,  в  каком  направлении  их  проводить,  потому  что  инь  и  ян  подвижны,   неправильные реформы  могут  нарушить  их  равновесие