Разработка машины трения для испытания на трения и износ в водородной среде при повышенных давлениях (Отчет по преддипломной практике), страница 2

Основными видами изнашивания деталей машин (классификация Б. И. Костецкого) являются: 1) схватывание 1-го рода; 2) окислительное; 3) тепловое (схватывание 1-го рода); 4) абразивное и 5) осповидное (усталостное).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Изнашивание схватыванием 1-го рода — это процесс интенсивного разрушения поверхностей деталей машин при трении, выражающийся в пластической деформации поверхностных слоев, возникновении местных металлических связей на трущихся поверхностях и разрушении их с отделением частиц металла или налипанием их на по­верхностях трения. При этом виде изнашивания скорость процессов, обуславливающих явление схватывания, превышает скорость других процессов, протекающих на поверхностях трения, и становится преобладающей.

Окислительное изнашивание — процесс постепенного разрушения поверхностей металлических деталей машин при трении, выражающийся в сложном сочетании явлений адсорбции кислорода на поверхностях трения и диффузии кислорода в поверхностных слоях, одновременном протекании пластической деформации металла с образованием химически адсорбированных пленок, пленок твердых растворов и химических соединений металла с кислородом и отделением их с поверхностей трения. При этом виде изнашивания скорость процесса окисления превышает скорости других процессов, проте­кающих на поверхностях трения, и становится преобладающей.

Тепловое изнашивание или изнашивание схватыванием 2-го рода,— это процесс интенсивного разрушения поверхностей деталей  машин при трении скольжения, обусловленный нагревом зоны трения до температуры размягчения металла, десорбцией и резким изменением свойств смазки. Тепловое изнашивание выражается в возникновении местных металлических связей на трущихся поверхностях и разрушении их путем намазывания, переноса металла и отделения макрочастиц с поверхности трения. При этом виде износа скорость процессов, обуславливающих явление схватывания 2-го рода (нагрев, размягчение, деформация и контактирование ювенильных поверхностей), превышает скорость других процессов, протекающих на поверхностях трения, и становится преобладающей.

Абразивное изнашивание — процесс интенсивного разрушения поверхностей деталей машин при трении скольжения, обусловленный наличием абразивной среды в зоне трения и выражающийся в местной пластической деформации, микроцарапании и микрорезании абразивными  частицами поверхностей трения. При этом виде изнашивания скорость процесса, обусловливающая абразивное изнашивание, превышает скорости других процессов, протекающих на поверхностях трения, и становится преобладающей.

Осповидное изнашивание - процесс интенсивного разрушения поверхностей деталей машин при трении качения, обусловленный пластической деформацией,  внутренними напряжениями, особыми явлениями усталости металла и выражающийся в образовании на поверхности трения микротрещин, трещин, единичных и групповых впадин. При этом виде износа скорости процессов, обусловливающие явление усталости металла, превышают скорости других процессов, протекающих на поверхностях трения, поэтому процессы усталостного разрушения становятся преобладающими.

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ НА ИЗНАШИВАНИЕ:

Основной задачей антифрикционных испытаний материалов является изучение влияния многочисленных факторов на процесс трения и изнашивания.

Эти факторы можно классифицировать следующим образом:

•   Физико-механические свойства материалов и геометрия контактирующих поверхностей, определяющие фрикционное поведение пары трения.

•   Физико-механические свойства материалов и геометрия контактов зависят от температуры, нагрузки и скорости скольжения.