Новая технология получения порошковых капиллярных структур контурных тепловых труб. Прогнозирование свойств композиционных материалов с наноразмерной компонентой, страница 4

В местах соединения труб между собой, отводами, тройниками, фитингами действуют осевые напряжения от действия внутреннего давления транспортируемой среды и изгибающих моментов нагрузку воспринимают буртики на концах труб. Герметичность соединения обеспечивается сваркой торцов полимерного слоя труб, технология которой хорошо отработана при соединении труб из полиолефинов.

Для обеспечения прочности в местах соединений буртики имеют силовые слои, выполняемые из лент на основе термопластов и стеклоровинга. Силовые слои являются частью структуры армированной пластмассовой трубы.

Силовые слои в раструбах имеют продольную и окружную ориентацию относительно оси трубы. Окружная ориентация лент увеличивает жесткость трубы в зоне соединения.

Буртики на трубе, изготовленные в виде раструба определенной геометрии, имеют повышенную прочность при срезе. Раструбные соединения успешно используются в конструкциях высоконагруженных труб и сосудов давления из волокнистых композиционных материалов, получаемых методом намотки. На буртик могут опираться: муфта, фланец, резьбовое кольцо и т.п. Конструкция раструба зависит от диаметра трубы, толщины герметизирующего и силовых слоев.

Оптимальная геометрия раструба и структура материала рассчитаны с учетом неоднородной структуры и анизотропии свойств материала, по методу конечных элементов в системе ANSYS; для нескольких типоразмеров труб при различных рабочих давлениях и различных схемах опирания труб.

На основании расчетов разработаны: технология изготовления раструба на армированной трубе и формообразующая оснастка, обеспечивающая необходимую ориентацию силовых слоев в местах соединений.


УДК 621.74

МЕТОДЫ ЛИТЬЯ ПОЛЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗАГОТОВОК

В.П.ГРУША

Научный руководитель Е.И.МАРУКОВИЧ, д-р техн.наук, проф.,

 чл.-кор. НАН Беларуси

Государственное научное учреждение

«ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛОВ НАН Беларуси»

Высокие темпы роста машиностроения предъявляют к литейному производству все большие требования, как по увеличению объема производства продукции, так и по повышению качества отливок. Поэтому одной из главных задач литейного производства является создание малоотходных способов литья и значительное увеличение выпуска высококачественных заготовок. Особое место в машиностроении принадлежит полым цилиндрическим отливкам с высокими механическими свойствами типа: втулок, гильз цилиндров, поршневых колец.

Изготовление из чугуна этих, казалось бы, простых деталей в песчано-глинистых формах представляет сложную задачу и брак по этим деталям, как правило, высок. При литье в металлическую форму главным затруднением является поверхностный отбел. Применение центробежного литья для получения втулок также вызывает трудности. Стойкость метал-лической изложницы при этом методе литья очень низка, а применение теплоизолирующего состава сказывается на трудоемкости процесса.

Одним из наиболее интересных и перспективных видов является метод непрерывно-циклического литья направленным затвердеванием без стержня, разработанный ИТМ НАН Беларуси, позволяющий получить заго­товки машиностроительных деталей типа втулок. Характерной чертой этого способа является последовательное направленное затвердевание металла. Получаемые этим способом отливки обладают повышенными физико-механическими свойствами. Так, применительно к производству поршневых колец, использование нового способа литья позволило повысить прочностные характеристики чугуна, при этом возросла их усталостная прочность, значительно увеличилась теплоустойчивость.

По сравнению с центробежным литьем и литьем в облицованный кокиль, которые являются наиболее перспективными и предпочтительными для получения полых цилиндрических отливок, применение метода непрерывно-циклического литья намораживанием, находящегося на стадии постоянной модернизации и нуждающегося в совершенствовании, уже позволило обеспечить большую производительность труда, высокую технологичность, большие возможности автоматизации и механизации.