Учение Платона об идеях, душе и государстве, страница 2

Философами  не  рождаются,  философами  становятся  стражи,  воины. 

Большое  внимание  в  диалоге  "Государство"  посвящено устройству  жизни  в  идеальном  государстве.  Так,  философы и  воины не  должны  иметь  семьи  и  собственности,  все их  помышления  должны  быть  направлены на  общество.  Дети  считаются  общими  и  воспитываются  коллективно, причем  внимание  уделяется и  гимнастическому  воспитанию  (воспитанию  тела,  т.к.  нельзя жить  в  болезни),  и  мусическому  воспитанию  (воспитанию  духа посредством  искусства).  Строго  регламентировано  искусство  и  религия:  детям е должны  рассказывать  мифы  повествующие  о  несправедливости  богов;  исключены театральные  постановки,  иначе  в голову может  прийти  мысль,  что  играть  можно  не  только  на  сцене,  но  и  в  жизни;  из  музыки  допустимы только  военные марши,  т.к.  иные  звуки  размягчают  душу  воина.  Таким  образом,  идеальное  государство  Платона - в  своем  роде первая  тоталитарная  утопия.

Но Платон не только описал идеальное государство, но и классифицировал все возможны формы  государственного  устройства  с  точки  зрения  их  большей  или  меньшей  отклоненности  от  идеала.  Общий  порок  государств - ложное понимание  блага  (не как  справедливость,  а  как  почет,  богатств  и  т.п.):

–  тимократия - власть  военных,  основанная  на  честолюбии

–  олигархия - власть  богатых

К власти  приходят  богатейшие  (на  основании  имущественного  ценза),  а  не  способнейшие.  В таком  государстве  сильно  противостояние  бедняков и  богачей,  что  ведет  к  постоянным  внутренним  войнам.  Когда  в такой  войне  верх  берут  бедняки,  наступает  демократия

–  демократия - власть  большинства

К  демократии  Платон  относился  отрицательно,  т.к.  в  таком  государстве  происходит  уравнение в  государственных  правах,  и  к  власти  приводят  опять  же  не  способности,  а  случай,  жребий.  Кроме того,  противостояние  богатых  и  бедных  не  исчезает,  просто  происходит  стихийное  перераспределение  богатства.  При  демократии  господствуют  люди  с  вожделеющей  частью  души.

Избытоr  свободы  неизбежно  ведет  к рабству,  и  демократия  перерождается  в  тиранию