Автоматическое управление техническими системами. Система «Управляемый преобразователь – машина постоянного тока» как объект управления. Автоматическое регулирование координат электропривода. Частотно токовое управление АД, страница 32

 Фотоэлектрический датчик перемещения состоит из стеклянной линейки 1 (рис.7.4 а), на которой с шагом 0,005 мм нанесены непрозрачные штрихи; вдоль линейки перемещается вторая короткая линейка – диафрагма 2, на которой также нанесены штрихи. В зависимости от расположения штрихов и просветов  диафрагмы и линейки световой поток, поступающий к фотоэлементу 3 будет прерываться. При перемещении на каждые полшага выдается один  импульс. Подсчитывая импульсы тока фотоэлемента 3 можно с высокой точностью определять перемещение объекта.

   Штрихи на диафрагме нанесены с некоторым наклон, благодаря чему при перемещении светлые и темные полосы будут смещаться по высоте. Положение диафрагмы относительно линейки, при котором для фотоэлемента 3 приходит полное перекрытие просветов, сдвинуто от аналогичного положения фотоэлемента 4 на нечетное число четвертей шага. Относительный сдвиг фазы сигналов фотоэлементов 3 и 4 используют для определения направления перемещений.

Круговой фотоэлектрический датчик (рис.7.4 б) устроен по такому же принципу. Круговая стеклянная шкала установлена на диске 1. на корпусе 3 – осветитель, стеклянная решетка 4 и два фотодиода 5. Если на шкале диска 1 нанесено 1250 штрихов, то за один оборот фотодиод вырабатывает 5000 импульсов. При шаге ходового винта 5 мм это обеспечивает цену отсчета 1 мкм.

7.3. Синтез позиционного электропривода с использованием методики СПР.

В простейшем варианте автоматическое регулирование положения предусматривается лишь на участках движения в районе заданных рабочих позиций, а на основной части пути перемещения от позиции к позиции система по выходной координате разомкнута.

На данном этапе ограничимся рассмотрением ЭП постоянного тока, механическая часть которого с приемлемой точностью может быть представлена жестким механическим звеном, приведенным к валу двигателя. Для электроприводов позиционных механизмов кроме регулирования положения обычно требуется регулирование скорости и ограничение тока якоря в переходных процессах допустимым значением . Примем в качестве объекта регулирования положения однократно – интегрирующую систему регулирования скорости ТП-Д с подчиненным контуром регулирования тока. Дополнив ее интегрированием скорости ω для получения перемещения , введя обратную связь по положению с коэффициентом и включив на вход регулятор положения , получим трехконтурную систему регулирования положения, структурная схема которой представлена на рис.7.5.

Оптимизируем контур, регулирования положения по методике СПР, определив необходимую для этой цели передаточную функцию регулятора положения.

Рис. 7.5

В соответствии с рис.7.5 объект регулирования положения имеет передаточную функцию:

                                                    (7.6)

где ,  - соотношения постоянных времени, соответствующих частоте среза соответствующего контура и малой постоянной времени.

Для построения передаточной функции разомкнутого контура положения, соответствующей настройке на модульный (технический) оптимум:

                                           (7.7)

регулятор положения должен иметь передаточную функцию:

                                                  (7.8)

Передаточная функция замкнутого контура положения:

                             (7.9)

Проведем качественный анализ работы синтезированной системы регулирования положения при различных условиях.

Рис. 7.5

Предположим, что САРП замыкается при переходе к зоне  точного останова. В момент замыкания привод движется со скоростью  и датчик положения выдает сигнал ошибки , равный расстоянию от начальной точки до заданной позиции. При настройке контура на критическое демпфирование  и  переходный процесс будет иметь вид, показанный на рис.7.6 а. Обратим внимание на то, что выходное напряжение регулятора положения в данной схеме представляет собой сигнал задания скорости:

                                                                         (7.10)

Задаваемый на входе контура скорости темп замедления в процессе отработки сигнала ошибки  (с учетом 7.10)