Внебюджетные доходы в общеобразовательных учреждениях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основные понятия

Основная деятельность образовательного учреждения —

деятельность, направленная на реализацию уставных задач в соответствии с лицензией.

Дополнительные платные образовательные услуги — уставная деятельность образовательных учреждений за определённую плату по заданию заказчика (физического или юридического лица) для удовлетворения потребностей в образовательных услугах.

Бюджетные средства — средства, получаемые по бюджетному финансированию от учредителя, а также из бюджетов других уровней.

Внебюджетные средства — все средства, получаемые образовательным учреждением за выполнение работ, оказание услуг, реализацию продукции по договорам гражданско-правового характера, и иные поступления, кроме бюджетного финансирования.

Внебюджетная деятельность — деятельность, которая направлена на получение внебюджетных средств.

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — деятельность, направленная к тому, чтобы получать доход за рамками основной деятельности.

Реинвестирование — использование денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности в результате превышения доходов над расходами непосредственно в данном образовательном учреждении и/или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Система образования все больше ориентируется на рыночные формы ведения хозяйства. И дело не только в том, что бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, а в том, что образовательные учреждения осваивают новую для себя функцию – удовлетворять потребности в образовательных услугах. Выявить и учесть запросы различных категорий заказчиков – обязательное условие их деятельности.

Школа не должна зарабатывать деньги. Ее задача – учить и воспитывать детей. Государство должно в полном объеме обеспечивать этот жизненно необходимый процесс материальными, ка­дровыми, информационными, фи­нансовыми ресурсами. Сегодня оно не умеет и не может этого де­лать. Но человеческое сообщест­во в своих потребностях и поис­ках способов их удовлетворить опережает государство. Каждая семья напрямую связывает социальную успешность своих детей с их образованием и здоровьем. Поэтому родители готовы воспол­нить нехватку государственных (муниципальных) ресурсов соб­ственными.

Руководитель образовательно­го учреждения — это уже не про­сто старший педагог, он менед­жер образовательного учреждения, который обязательно дол­жен владеть навыками самостоя­тельной финансово-экономичес­кой деятельности, а также сфор­мировать механизм, позволяю­щий привлечь общественность в управление школой.

Пора прекратить споры о том, является ли образовательное уч­реждение юридическим лицом. Школа, как и любое другое уч­реждение, с момента регистра­ции становится юридическим ли­цом и наделяется функциями са­мостоятельной экономической деятельности.

Согласно результатам иссле­дований, которые проводились сотрудниками Академии администраторов образования в ряде ре­гионов, одна из главных причин, тормозящих переход школ на фи­нансово-хозяйственную самосто­ятельность, — неподготовлен­ность руководителей и специали­стов системы образования.

Опрос, в котором приняли участие 300 руководителей обра­зовательных учреждений из 12 регионов России, выявил следу­ющее:

100% участников положи­тельно оценили переход возглав­ляемых ими образовательных уч­реждений на новые условия хо­зяйствования.

100% респондентов отметили как ожидаемый результат повы­шение эффективности деятель­ности, возможность свободного маневра собственными средства­ми, рост доходов образователь­ного учреждения в целом и его сотрудников.

97% опрошенных полагают, что появятся возможности соб­ственными силами решать про­блемы социальной защиты и пол­ноценно реализовать потенциал сотрудников образовательного учреждения.

90% ожидают, что улучшатся условия труда и воз­никнут реальные материальные стимулы к повышению качества труда.

83% опрошенных руководите­лей предполагают обрести в усло­виях самостоятельного ведения баланса относительную свободу экономической деятельности и широко привлекать финансы из внебюджетных источников.

97% респондентов основным источником многоканального финансирования считают допол­нительные образовательные ус­луги.

 50% предполагают полу­чить доходы от реализации про­дукции собственного изготовления.

70% готовы к активным по­искам спонсорских средств.

Необходимым элементом но­вого хозяйственного механизма

80% опрошенных считают созда­ние попечительских советов,

а 63% надеются привлечь внима­ние учредителей, органов власти и общественных организаций.

57% респондентов рассчиты­вают удовлетворить свои често­любивые замыслы.

Только 4% опрошенных счи­тают переход на новые условия хозяйствования нецелесообраз­ным.

В опросе учитывались также ожидаемые трудности и факторы отрицательного воздействия.

49% респондентов выделили отсутствие или невыполнение ус­ловий учредительного договора,

а 51% руководителей поддержива­ет идею о том, чтобы передать функции содержания основных фондов учредителю.

Похожие материалы

Информация о работе