Эксплуатационные основы систем и устройств автоматики и телемеханики: Конспект лекций, страница 16

          Пассажирские станции – служат для выполнения операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров. Как правило, они располагаются в больших городах. Помимо работы с пассажирами, на этих станциях осуществляется прием, отправление, технический осмотр, экипировка и санитарная обработка дальних поездов. При большом объеме работы предусматривается техническая станция, на которой формируют составы.

          Сортировочные станции – сооружаются в местах погашения и зарождения значительных вагонопотоков (в крупных промышленных районах), а также в пунктах пересечения железнодорожных линий. Основная работа заключается в сортировке вагонов по их назначению и формировании поездов, техническом и коммерческом осмотре вагонов, пропуске транзитных поездов, смене локомотивов и локомотивных бригад, ремонте вагонов и т.д.

          Сортировочные станции могут состоять из одной сортировочной системы (односторонние) или двух (двухсторонние). Сортировочная система включает в себя технически связанные парки, расположенные последовательно: парк прибытия ПП, сортировочная горка Г, сортировочный парк СП, район формирования поездов РФ, парк отправления ОП. Управление сортировочной станцией осуществляется с двух постов централизации: ГАЦ и ЭЦ, которые располагаются в зоне прямой видимости передвижений, а именно напротив спускной части горки и на стыке района формирования с парком отправления.

          В такой системе технологический процесс заключается в следующем. При приеме поезда в парк ПП телеграфисты ТГ считывают и передают в центральную технологическую контору ЦТК и вычислительный центр ВЦ номера входящих вагонов. Машинист по пневмопочте передает в ЦТК грузовые документы, отцепляет локомотив и по разрешению ДСПП следует в депо. Затем ДСПП совместно с оператором ПТО включает ограждение состава, после чего начинаются технический и коммерческий осмотры вагонов. К проверенному составу после снятия ограждения в хвост подается горочный локомотив. ДСПП после согласования действий с ДСПГ открывает светофор для надвига состава на горку.

          Роспуск состава начинается после включения ДСПГ системы управления горочным светофором Г. Его сигнальные знаки разрешают следующие скорости роспуска: З – 7-9 км/ч, ЖЗ – 5-6 км/ч, Ж – 3-4 км/ч. Повторитель горочного светофора ПГ, а также выходной светофор из парка ПП повторяют показания светофора Г, а попутные маневровые светофоры сигнализируют ЛБ огнями. Сигнальный знак К запрещает роспуск, а знак ЛБ разрешает маневры. В случае несвоевременной расцепки ДСПГ закрывает светофор Г и включает на нем литеру «Н», требующую осаживание состава в парк ПП. Команда на осаживание дублируется по радио. Попутные маневровые светофоры по направлению осаживания сигнализируют ЛБ огнями, а встречные закрываются.

          В процессе роспуска вагоны могут ошибочно попасть на «чужие» пути. Исправление ошибок осуществляется маневровым порядком. Из-за габаритных ограничений маневровые светофоры на спускной части горки отсутствуют за исключением установки перед замедлителями и по обводным путям. Поэтому маневры осуществляются по радиокомандам с большой ответственностью ДСПГ по переводу стрелок в нужное положение.

          После накопления состава нужной длины по командам ДСПФ маневровый локомотив переставляет вагоны в соответствии с правилами формирования составов (ибо отцепы накапливались в случайных комбинациях). После формирования состава ДСПФ с согласия ДСПГ дает по радио команду машинисту на осаживание состава в сторону парка ОП, а затем с согласия ДСПО – на его выставку на соответствующий путь парка ПО. Для маршрутов передачи используется Ж огонь при движении на свободный путь или ЛБ – на занятый. После остановки состава маневровый локомотив убирается на вытяжной путь РФ.

          ДСПО совместно с оператором ПТО ограждает состав и предъявляет его для технического и коммерческого осмотров. По окончании осмотра ограждение снимается и в голову прицепляется магистральный локомотив. Дежурный по путям получает по пневмопочте грузовые документы и вручает их машинисту. ДСПО по согласованию с ДНЦ готовит маршрут отправления и открывает выходной светофор парка ОП.